![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы |

ПО МАТЕРИАЛАМ БРОШЮРЫ "ПОКРОВСКИЙ СОБОР"
На высоких холмах правобережья реки Десны раскинулся древний Брянск. Первое летописное упоминание о нем относится к 1146 году. Однако археологические раскопки городища «Чашин курган» в устье р. Болвы, Проведенные московскими и брянскими археологами, позволили установить, что славянское укрепленное поселение здесь возникло еще в X веке. В середине III века город был разрушен, а заново отстроен уже на новом месте, в районе современной Покровской Горы. Сама Гора получила свое название от простроенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская Гора вплоть до конца XVIII века оставалась центром Брянска. На фотографиях начала XX века еще видны старые крепостные стены.
После упразднения (вероятно в 1500 году) самостоятельной Брянской епархии кафедральный собор был переведен из Спасо-Гробовской церкви в древнюю церковь Покрова, находившуюся в Брянской крепости. С этого времени она была наименована Брянским Покровским собором.
![]() |
![]() |

В Смутное время (начало XVII века) Брянск был приграничным городом, и Брянская крепость имела важное значение в защите западных рубежей Московского государства. Воеводой в ней с1618 по 1619 годы был Василий Романович Борятинский — потомок великого князя Романа Михайловича Брянского и Черниговского. Воевода положил начало строительству каменного собора на месте деревянной церкви, упоминавшейся в 1526 году как крепостной. Пользуясь своей властью и материальными возможностями родственника — брянского помещика Евстафия Тимофеевича Алымова. Борятинский начал строительство храма. Заканчивал работы Е.Т. Алымов, который вошел в историю как строитель собора. Во время строительства на месте старой церкви рабочие находили кирпичи древней формы, вероятно XIV века, откуда следует заключить, что Покровская церковь существовала на этом месте и в XIV веке.
В 1626 году (по другим данным в 1698 году) пятиглавый, двухэтажный храм был освящен.
В нижнем — теплом храме престол был освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Как глава Русской церкви святитель Алексий в 1363 году в городе Брянске совершил рукоположение Парфения во епископа Брянского, вместо умершего в 1362 году епископа Исаакия. Находясь в Брянске святитель Алексий отслужил Божественную литургию в древнем Покровском храме.
![]() |
|||
|

Верхняя — холодная церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
При общей традиционной схеме построения архитектура храма обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам стен центрального четверика, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы вокруг центральной главы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописности убранства фасадов способствует своеобразное переплетение древних традиций стиля XVII века с новыми «нарышкинскими» приемами рубежа ХVI-ХVIII веков. По типу — это характерный для своей эпохи кирпичный безстолпный пятиглавый двухэтажный храм.
В 1798 году городским собором стала Преображенская церковь бывшего Спасо-Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходской церковью. В 1799 году была разобрана ветхая, отдельно стоявшая шатровая колокольня и четыре боковые главы. Позже к храму с западной стороны была сделана обширная пристройка с колокольней.
![]() |
|
|

К началу XIX века центр города сместился из городской крепости в район площадей Соборной (ныне Набережная) и Красной (ныне К. Маркса), и Покровская церковь в 1876 году стала приписной к Ново-Покровскому собору из-за малочисленности населения на Покровской Горе. С этого времени ее основными прихожанами были солдаты Брянского гарнизона. В эти годы все Богослужения в храме совершали полковые священники 143-го Дорогобужского полка, казармы которого сохранились и по сей день (ныне в этом здании расположено Брянское Духовное Училище и Епархиальное управление).
После печальных событий осени 1917 года царская армия была распущена, а ее имущество перешло в руки новой, безбожной власти. Известно, что к осени 1918 года Богослужения в храме уже не совершались, а к концу 20-х годов храм официально был закрыт. После закрытия здание храма было перестроено (снесли купол и колокольню, произвели внутреннюю препланировку и полностью уничтожили убранство храма) и приспособлено под нужды архива Октябрьской революции.
К 1970 году здание храма очень сильно обветшало, и в 1970-1974 годах была проведена реставрация храма (автор проекта Э.М. Кодисова). В реставрированном и в очередной раз перестроенном внутри здании храма расположился Областной центр народного творчества.
![]() |
|
|

Тысячелетие крещения Руси напомнило современной России о ее святом прошлом, о вере в Бога, о самом таинстве Крещения и нравственном спасении через него. После 1988 года произошли серьезные изменения в государственной политике по отношению к Церкви. Перестали преследовать людей за их религиозные убеждения, и действующие храмы не смогли вместить молящихся. По всей стране стали открываться новые храмы и монастыри.
В Брянске первым возвращенным верующим храмом стал Покровский собор. На это потребовался целый год хождений по кабинетам чиновников и усиленных молитв прихожан двух действовавших в те годы брянских храмов. Инициативная группа во главе с П.С. Поддуевым добилась от властей города решения о передаче храма верующим (решение Советского районного Совета народных депутатов г. Брянска № 771 от 23.10.1990 г.), и 14.11.1990 года уполномоченным по делам религий по Брянской области была зарегистрирована приходская община Покровского собора. Брянский областной Совет народных депутатов своим решением № 62 от 9.02.1991 г. передал верующим здание храма в безсрочное и безвозмездное пользование.
После освобождения храма прежними хозяевами начались подготовительные работы к освящению храма. 24 мая 1991 года епископ Орловский и Брянский Паисий (ныне архиепископ Орловский и Ливенский) освятил верхний Покровский придел храма. С этого дня началась полноценная духовная жизнь храма.
![]() |
![]() |

С Пасхи 1993 года в капитально отремонтированном нижнем приделе храма по благословению Владыки Паисия стали совершаться все уставные Богослужения. Почти два года ушло на устройство иконостаса и написание икон.
25 февраля 1995 года архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотоворца.
Через год (9.02.1996 г.) Владыка Мелхиседек освятил придел в честь преподобных князя Олега и Поликарпа Брянских. (Это первый и пока единственный в епархии храм в честь двух Брянских святых). В этом приделе с момента его освящения совершаются Таинства Крещения детей и взрослых.
![]() |
|
|

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |

В Православной Церкви постороннего человека поражает одухотворенность участников Богослужения: и священников, и хора, и молящихся. Изумляет то, что после многочасовых служб нет следов усталости или раздражения. Все предстоящие в храме охвачены единым духовным порывом. Храм для верующего — родной дом, и он приходит сюда, чтобы поделиться своим внутренним миром, своими переживаниями с Богом перед почитаемым образом Иисуса Христа или Божией Матери, помолиться пред иконой и мощами своего святого, пред другими намоленными иконами и святынями храма. Излюбленные формы выражения православным верующим человеком своего религиозного чувства — поставить свечу, подать в алтарь поминальные записки с именами живых и умерших. Он ставит свечу пред святыней, раскрывая свой внутренний мир, свои желания и чувства. Таким образом, в храме он совершает путь паломничества, который неотделим от духовных переживаний.
В храме хранятся частицы мощей святого великомученика Пантелеимона, святителя Николая Мирликийского чудотворца, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), святителя Тихона, патриарха Московского и всея России чудотворца, преподобного князя Олега Брянского, преподобных старцев Оптинских, преподобного Герасима Болдинского, праведного Симеона Верхотурского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святого праведного Иоанна Кормянского. Хранятся в храме и святыни, привезенные протоиереем Сергием Тимченко из паломнических поездок в Святую Землю.
Из храмовых святынь прихожане особо почитают иконы Божией Матери «Троеручица» и «Неупиваемая чаша». По сложившейся в храме традиции перед иконой «Неупиваемая чаша» совершаются молебны о страждущих от недуга пьянства (по субботам по окончании Божественной литургии). Эти молебны чередуются с молебнами о болящих, которые совершаются перед частицей мощей св. вмч. Пантелеимона. Каждую последнюю субботу месяца в храме совершается покаянный молебен за грех детоубийства перед иконами Спасителя и 14000 младенцев-мучеников за Христа в Вифлееме убиенных. Есть в храме частица мощей одного из этих безымянных младенцев-мучеников.
![]() |
|
|

Прихожане храма дорожат своими святынями и получают по своим молитвам, по вере своей, по заступничеству святых угодников необъяснимую духовную радость. Из церкви человек выходит обновленным, будто побывал в той счастливой стране, где не слышны звуки полного забот человеческого дня.
Познать азы Православия, познакомиться с порядком храмовых Богослужений, историей Церкви и ее святынями, почитать духовную литературу и посмотреть православные видеофильмы прихожане могут в приходской библиотеке.
По благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта приходом издается ежемесячная газета «Покров».
![]() |
|||
|
|||
Храмовая икона Божией Матери "Неупиваемая чаша" |

Слова сердечной благодарности настоятель храма и Приходской совет выражают своим прихожанам за их молитвы и труды по восстановлению и благо-украшению храма и за тот дух братства и любви, который сложился в приходе. Мы молимся и за наших немногочисленных благотворителей: генерального директора ООО «Адмиралъ» Ю.П. Петрухина и директора СП 000 «Элга» В.Н. Самсонова, частных предпринимателей П.П. Милешина и Г.А. Брит, А.Г. Лагутина (руководителя ЗАО «Собор»), В.В. Хлестова (Ассоциация малых предприятий) и других, одному Богу известных жертвователях.
Ремонтно-восстановительные работы в храме продолжаются, и мы надеемся на помощь наших прихожан, жителей и гостей города Брянска, будем молиться о них и о том, чтобы не оскудела рука дающего.
![]() |
![]() |

СТАТЬЯ 2
Покровская церковь находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, играет важную роль в его силуэте. Деревянная церковь упоминается в документах 1603 г. и 1613 г.
В 1698 г. вместо старого сгоревшего здания на средства помещика стольника Евстрата Тимофеевича Алымова (прадеда арфистки Глафиры Алымовой) было сооружено современное здание. Евстрат Алымов был жалован грамотой Петра I в 1700 г. "за службу предков и отца его" и умер около 1743 г. В 1798 г. храм стал приходским; в 1799 г. разобрана его шатровая колокольня, позднее утрачены четыре боковые главы и к трапезной сделана обширная двухэтажная пристройка с деревянной колокольней. В 1930-е гг. утрачены колокольня и центральная глава. В 1974 г. проведена реставрация храма (архитектор Э.М. Кодисова).
В архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции 17 в. с новыми "нарышкинскими" приемами рубежа 17-18 вв. Характерный для своего времени безстолпный пятиглавый двухэтажный храм (внизу теплая церковь Алексея Митрополита, вверху холодная Покрова) с кирпичными стенами, помытыми обмазкой. Двухъярусный, сильно вытянутый по продольной оси объем состоит из основного четверика, возвышающегося над развитым алтарем с тремя апсидами и сравнительно короткой трапезной, которую значительно удлиняет пристройка.
Традиционность трехчастной композиционной схемы нарушает необычная форма пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной по сторонам света, что характерно для украинской архитектуры. Живописности убранства фасадов, основанного на немногих использованных деталях, способствует асимметричное размещение проемов. На углах объемов в нижнем ярусе парные полуколонки, в верхнем простые лопатки, цокольный и междуэтажный пояса, а также более нарядный широкий венающий карниз с четырьмя рядами "пилы" и городками - все эти формы восходят к сер. 17 в. Архаично выглядят также три боковых портала с перебитыми дыньками полуколонками и с килевидными архивольтами. Два из них, расположенные на северном и южном фасадах и сильно сдвинутые с их оси, ведут в нижний храм, а третий, на уровне второго яруса северного фасада, видимо, прежде имел наружное крыльцо с деревянной лестницей-всходом. В то же время наличники окон с полуколонками и разорванными фронтонами выполнены в формах "нарышкинского" барокко.
В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь -сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные.
Протопопом Покровского собора был Алексей Константинов, отец библиотекаря Екатерины II и зятя М.В. Ломоносова, женатого на его единственной дочери Елене Алексей Алексеевиче (1728-1808).
Головин И. Брянский Покровский собор//Труды Орлов. Учен. Архив. Комис. - 1890. - Вып. 2. - С. 23-25.
Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 8.
Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 106.
Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 110.
Петров Н.И. Историко-археологический очерк г. Брянска, Орловской губернии и его отношений к Киеву. - Киев, 1901. - С. 16, 21-23, 29.
Полозов В., Скидан В. Брянск 1000-летний. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 22-23.
Попов В. Брянский Покровский Собор: Историко-археологическое исследование / Протоиерей В. Попов. - Орел: Тип. Хализева, 1907. - 34 с.; ил.
Пупарев А. Для истории г. Брянска//Труды Орлов. Учен. Архив. Комис. - 1889. - Вып. 4. - С. 63-64.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 150-151.
Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 23.
Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. - 1905. - С. 262-266.
Костиков Э. Многая лета//Брян. время. - 1991. - Май (№22). - С. 1.
Немешаева Т. Возвращение//Брян. рабочий. - 1991. - 30 марта.
Поляков Г. Собор-музей?//Брян. рабочий. - 1990. - 5 апр.
Сагайдако В. Покровский собор//Брян. рабочий. - 1985. - 19 марта.
СТАТЬЯ 3
Исторический центр Брянска находится точно на Покровской горе. В связи с тем, что первоначально город создавался как форпост, крепость, выбор места неудивителен. С запада, юга и востока поселение было защищено крутыми склонами и такое положение позволяло без труда отбиваться от врагов. До конца XVII века Покровская гора оставалась центром Брянска. Вслед за крепостью, которая появилась над обрывистым оврагом, возник посад. В 1146 году, когда Брянск впервые упоминается летописцем, на Покровской горе жили 350 человек.
С 1246 года город становится центром Брянского княжества. Одно из самых крупных сооружений того времени – Покровский собор, который дал название Покровской горе.
В 1626 году на месте старого Покровского собора возникает новый. Построен он был на средства брянского помещика Евстафия Тимофеевича Алымова. Позже подвергался частичным переделкам.
В 70-х годах прошлого века здание подверглось реставрации и наиболее приблизилось к первоначальному облику.
При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквях, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XIX века.
![]() |
|
|
|
|

![]() |
![]() |
Вид при подъеме к храму |

![]() |
![]() |
Центральный вход |

![]() |
![]() |
Вид спереди |

![]() |
![]() |
Информация на входе |

![]() |
![]() |
Вход в храм |

![]() |
![]() |
Вход в храм |

![]() |
![]() |
Колокольня |

![]() |
![]() |
Вид слева |

![]() |
![]() |
Ограда позади храма |

![]() |
![]() |
Крест на заднем дворе |

![]() |
![]() |
Двор |

![]() |
![]() |
