Храм построен в 1739-41 гг.,
реставрирован в середине 1980г архитектором В.Н. Городковым.


    История Воскресенского храма связана с существованием в Брянске Воскресенского девичьего монастыря. Возникновение этого древнейшего монастыря относится, по-видимому, к XV — XVI вв., когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться.

    Документы XVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в этот период был экономически бедным и даже нуждался в помощи других монастырей. Вначале в нем были два храма, Воскресенский и Вознесенский, и 20 монашеских келий. Впоследствии оставался только Воскресенский храм.

    В самом начале XVIII века в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре построен новый каменный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова.

    В 1706 году в ходатайстве в Патриарший казенный приказ игумения монастыря Капитолина просила освятить этот храм, построенный незадолго до того. Последовал указ об освящении храма, в феврале 1706 года был выдан Антиминс. Однако вслед за кратким периодом расцвета последовало упразднение монастыря, разобран недавно построенный храм. Такой поворот в его судьбе был вызван событиями, связанными с Северной войной.

    В востановленном Воскресенском монастыре, имевшем лишь один деревянный храм (1713 год), в 1738 году началось возведение каменного Воскресенского храма. Окончание строительного периода приходится на 1741 год. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива.

    В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата, сооружена колокольня, расширенная в нижней части во второй половине XIX века.

    По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году «обновленческого» раскола, храм был поделен между Православными и обновленцами. В июле-августе 1937 года православные клирики храма, в том числе и Священномученик протодиакон Серафим Василенко, были арестованы и вскоре расстреляны.

    В храме продолжали служить священник-обновленец и обновленческий «Архиепископ» Брянский Владимир Досычев. Но и они в конце 1937 — начале 1938 годов были арестованы и разстреляны. Вероятно, после этого храм был закрыт.

    До начала фашистской оккупации использовался как комбинат бытового обслуживания, сапожная мастерская; в 1940 году сломана колокольня и купол, надстроен второй этаж. Богослужения возобновились в годы войны.

    К 1985 году храм полностью восстановлен в первоначальном виде.

 

 

Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).

 

 

СТАТЬЯ 2

 

     Воскресенская церковь расположена на возвышении, в бывшем посаде, окружена металлической оградой на кирпичных столбах. Построена в 1739-41 гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-03 гг., разобранной в 1706 г. в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. В 1766 г. монастырь упразднен.

     В 1843 г. сооружена колокольня, расширенная в нижней части во 2-й пол. 19 в. В 1-й пол. 20 в. разобраны колокольня и завершение храма. Церковь реставрирована в сер. 1980-х гг. (архитектор В.Н. Городков). Возведена из кирпича и оштукатурена.

     Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем - два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой. Сильно вынесенный, пониженный по отношению к четверику алтарь с полукруглой апсидой в центре равен по высоте прямоугольной трапезной с притвором у западного фасада, развитым в поперечном направлении, над которым возвышается ярусная колокольня.

     В интерьере низкое пространство трапезной, перекрытое полулотковым сводом с распалубками над окнами, противопоставлено вертикально устремленному основному объему. Его верхний четверик опирается на подпружные арки у боковых стен и перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах.

Первоначальная живопись кон. 19 в., сохранившаяся на западной стене, поновлена без существенных изменений в иконографии. Роспись второй половины 20 в. выполнена масляными красками в приглушенных тонах. Сборные иконостасы в основном объеме и трапезной, а также иконы относятся к 20 веку.



 

Общий вид храма



Вид спереди



Центральный вход





Расписание Богослужений



Центральный вход





Вид со двора





Двор



Колокольня



Вид слева



Общий вид слева



Вид справа



Вид справа



Вид сзади





Паспорт на строительство Кафедрального Собора