![]() |
![]() |

![]() |
|
|
|
Храм во Имя Живоначальной Троицы |

Интересна история и судьба третьей церкви Живоначальной Троицы, которая располагается в Бежице по адресу: пер. Каманина, 2. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников.
Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Характер архитектуры показывает два периода его строительства: в ХVIII веке воздвигнута церковь, а в начале ХIХ века – колокольня.
Интересно, что Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы действовала и действует по сегодняшний день.
Здание церкви занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
Тип церкви – это традиционный «восьмерик на четверике». Церковь не велика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных масс. Её архитектурный облик своей интимностью и спокойным характером композиции хорошо увязывается с окружающей застройкой села, естественно сливаясь с ней и с окружающей природой.
При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца ХIХ века. Она построена по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году. Вместе с храмом часовня составляет небольшой утопающий в зелени ансамбль.
Часовня отнесена к объектам культурного наследия Брянской области, к памятникам истории и культуры регионального значения. А церковь относится к Архитектурным памятникам г.Брянска и входит в свод памятников Брянской области.
Собственно церковь – более старая часть памятника – своим архитектурным обликом вызывает в памяти уже виденные нами памятники стиля русского барокко. Её фасады отделаны свободно и непринужденно. Каждая из граней восьмерки украшена самобытными по рисунку наличниками окон. Восьмерик покрыт пологим шатром, увенчанным восьмигранным фонариком под крупной луковичной главой с ажурным крестом.
Архитектура колокольни принадлежит к началу ХIХ века. Она выполнена в стиле более строгих форм классицизма. Но, удивительное дело, разностильность частей памятника не вызывает отрицательных эмоций. Некоторое наивное упрощение архитектурных «языков» памятника сблизило их между собой, и он производит впечатление довольно цельного произведения архитектуры.
Всё было хорошо. Но уже в наше время, в 1980-х годах, к храму снова пришли строители. Под видом ремонта произведена самодеятельная «реконструкция» памятника по вкусам шабашников. Памятник утратил свой подлинный исторический облик. Его «нарядили» кокошниками, каких никогда на нем не было (смотрите снимок), уничтожили редкой красоты порталы боковых входов, облепили снаружи и внутри сомнительного вкуса украшениями и навели всякое прочее своеобразно понимаемое «благолепие».
СТАТЬЯ 2
Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в.
Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации.: Стены кирпичные, оштукатуренные.
Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях "нарышкинского" барокко с колокольней в стиле классицизма. Невысокий четверик с пониженным полукруглым алтарем в ширину здания несет широкий восьмерик, увенчанный маленьким световым барабанчиком с луковичной главой. Вторым вертикальным акцентом является примыкающая к прямоуголдьной трапезной колокольня, два невысоких четырехгранных яруса которой завершены миниатюрной главкой.
В декоре фасадов варьировались мотивы "нарышкинского" стиля. Сохранились широкие пилястры и нарядный южный перспективный портал четверика, целиком выполненный в духе архитектуры 17 в. с белокаменными деталями.
Основное помещение храма завершено сомкнутым восьмилотковым сводом со световым кольцом в центре; алтарь перекрыт конхой, трапезная - полулотковым сводом.
Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы.
Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.
Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 113-114.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 154-157.
Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. - 1905. - С. 222.
Городков В. Троицкая церковь в Бежичах//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№43). - С. 4.
С июня 2007 года при храме распространяется ежемесячная православная газета "Троицкий листок".
![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Вид спереди |

![]() |
![]() |
Центральный вход |

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Вид спереди |

![]() |
![]() |
Вид спереди. Колокольня |

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Вид спереди. Икона Пресвятой Троицы |

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Здание крещальни |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Икона Св. Преп. Серафима Саровского |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |
Икона Св. Николая Мажайского |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |
Икона Св. Поликарпа Брянского |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |
Церковный двор. Кладбище |

![]() |
![]() |
Вид сзади |

![]() |
![]() |

![]() |
![]() |
Восьмерик. Вид спереди |

![]() |
![]() |
Боковой вход |

![]() |
|
|
|
Надвратная икона |

![]() |
|
|
|
Доска информации |

![]() |
![]() |
Церковная лавка |

![]() |
![]() |
Служба в Храме |

![]() |
![]() |
Малый алтарь |

![]() |
![]() |
Распятие |

![]() |
![]() |
Внутренее убранство Храма |

![]() |
![]() |
Икона Св. Николая Чудотворца |

![]() |
![]() |
Икона Св. Преп. Сергия Радонежского |

![]() |
![]() |
Малый алтарь. Иконный ряд |

![]() |
![]() |
Св. Преподобный Кукша |

![]() |
![]() |
Св. Преподобный Поликарп Брянский |

![]() |
![]() |
Св. Преподобный Олег Брянский |

![]() |
![]() |
Икона Св. Гурия, Самона и Авива |

![]() |
![]() |
Святые мученики Косьма и Дамиан |

![]() |
![]() |
Икона Пресвятой Богородицы |

![]() |
![]() |
Иконостас |

![]() |
![]() |
Иконостас |

![]() |
![]() |
Настенная роспись |

![]() |
![]() |
Настенная роспись |

![]() |
![]() |
Настенная роспись |

![]() |
![]() |
Настенная роспись |

![]() |
![]() |
Настенная роспись |

![]() |
![]() |
Купольная роспись |

![]() |
![]() |
Купольная роспись |

![]() |
![]() |
Купольная роспись |

![]() |
![]() |
Крещальня. Иконостас |

![]() |
![]() |
Иконостас |

![]() |
![]() |
Иконостас. Южные врата |

![]() |
![]() |
Иконостас. Св. Олег Брянский |

![]() |
![]() |
Иконостас. Северные врата |

![]() |
![]() |
Иконостас. Св. Преп. Поликарп |

![]() |
![]() |
Царские врата |

![]() |
![]() |
Царские врата |

![]() |
![]() |
Настенное оформление |

![]() |
![]() |
Потолочный витраж |

![]() |
![]() |

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КОЗЛОВ
![]() |
![]() |
Митрофорный протоиерей |

Старейший клирик Брянской епархии — митрофорный протоиерей Александр Петрович Козлов, скончался после тяжелой и продолжительной болезни 1 января 2007 года на 81 году жизни.
Протоиерей Александр родился 26 июля 1926 году в селе Дубки Жлобинского района Гомельской области. Отец его, Петр Филиппович работал старшим стрелочником на железной дороге, мама, Марфа Михайловна работала в колхозе. Родители были верующими людьми. В вере воспитывали и пятерых своих детей. В вере воспитывали и пятерых своих детей. Особого достатка в семье не было, но жили дружно. Родившийся младенец был назван Иваном, но когда его повезли крестить в храм, священник нарек ему имя Александр, сказав при этом: «В нашем роду все были священники и носили имя Александр. Я хочу, чтобы этот мальчик тоже стал священником и благословляю дать ему в крещении имя Александр».
До Великой Отечественной войны Александр закончил 8 классов. Во время оккупации его знание немецкого языка очень пригодились партизанам, связь с которыми поддерживал его отец, продолжавший работать на железной дороге. В это опасное время Александр часто посещал живших в соседнем селе монахинь, молился с ними, подолгу беседовал на духовные темы, изучай устав Богослужений. В послевоенное время он был пастухом, и все время проводил в молитве или чтении духовных книг. Именно в это время у него появилось желание стать священником.
В 1955 году Александр поступил в Жировицкую семинарию, где через год познакомился со своей будущей женой Фаиной Григорьевной Хаткевич. В мае 1956 года они повенчались и прожили а браке более 50 лет. В том же году в Вильнюсе Александр Петрович Козлов был рукоположен в сан дьякона и направлен а Кафедральный собор Гомеля, в котором прослужил полтора года.
После закрытия собора в годы хрущевских гонений семья отца Александра (к тому времени у них родилась дочь Лариса) вынуждена была переехать в Брянск. Служил отец Александр в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Бежицком районе Брянска.
После закрытия храма в начале 1962 года диакон Александр был рукоположен во священника и направлен в Троицкий храм поселка Бежичи, в котором прослужил, сначала вторым священником, а потом настоятелем 40 лет.
В 2002 году по болезни отец Александр ушел на покой, передав настоятельство своему сыну — протоиерею Александру. Сколько хватало у него сип, протоиерей Александр помогал, духовенству храма совершать Богослужения и требы, оставаясь почетным настоятелем храма.
Покойного отца Александра без преувеличения можно назвать исповедником. Ему и его семье пришлось пережить тяжкие испытания. Так при закрытии храма в Бежице, его заставляли отречься от веры, предлагая за это трехкомнатную квартиру, хорошую должность на заводе и прочие блага. После решительного отказа отца Александра поместили а психбольницу. Его семья, матушка и трое малолетних детей, осталась без средств к существованию. Господь И добрые люди помогали им в это трудное время.
Пришлось отцу Александру в эти годы пережить и предательство некоторых своих прихожан, которые обвинили его в убийстве настоятеля храма протоиерея Димитрия Казакова и казначея храма монахини Нины. В ходе следствия была доказана его невиновность, батюшка был оправдан и освобожден.
В знак благодарности Богу и людям на одной из проповедей батюшка сказал: «Дорогие мои прихожане, раз вы не оставили мою семью в таком бедственном положении, с этого дня ни один человек не отойдет от меня не утешенным и все ваши требы буду исполнять без платно!»
Люди уважали отца Александра за его безкорыстие, за безотказность и большое трудолюбие. Много сил и средств потребовалось для капитального ремонта Троицкого храма. Настоятель часто работал вместе с рабочими, задерживаясь в храме допоздна.
Постепенно церковная жизнь наладилась и обустроилась. Киевские монахини Ксенофонта и Афиногена организовали церковный хор. Уставное богослужение в храме стало ежедневным. Люди потянулись в храм и для многих он стал родным.
Обладая феноменальной памятью, отец Александр своих прихожан знал по имени и отчеству, где они живут, как зовут из детей. Из числа юных прихожан многие стали священно- и церковнослужащими. Все они начинали свою духовную карьеру в стенах Троицкого храма под руководством отца Александра, порою на практике познавая все тонкости и тяготы священнического труда.
Отпевание почившего протоиерея Александра 3 января 2007 года в Троицком храме поселка Бежичи совершил Преосвященнейший Феофипакт, Епископ Брянский и Севский в сослужении 24 священников. После отпевания при огромном стечении народа, под звон колоколов гроб с телом покойного протоиерея Александра был обнесен вокруг храма.
Согласно его завещания отец Александр был погребен на приходском кладбище рядом с могилами своих родных.
Да упокоит Милосердный Господь со святыми душу протоиерея Александра и сотворит ему вечную память!
![]() |
![]() |
