Храм во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского
(период реставрации, июнь, 2007г.)
Проезд: маршрутным такси № 166 (конечная остановка)


     В IХ-Х вв. неподалеку от Брянска, на правом высоком берегу Десны, возникло славянское поселение Голяжье; этимология этого названия свидетельствует о принадлежности его к литовскому племени голядь, занимавшему ранее данную местность. В дальнейшем коренные жители либо ушли отсюда, под давлением пришедших славян, либо ассимилировали - слились с ними. К сожалению, до нас не дошли никакие сведения о первых веках существования селения. Известно лишь, что в XVI столетии оно уже было селом - в церковных документах сохранилось упоминание о разорении местной церкви в лихие годы Смуты.

    Из всех помещиков, владевших земельными угодьями и крепостными в селе, наиболее видное место занимает династия Алымовых, внесшая весомый вклад в благополучие и духовную жизнь местного населения. К 80-м годам XVIII века секунд-майор Дмитрий Иванович Алымов имел в селе 338 крестьян в 26 дворах. Для сравнения: поручик Фаддей Петрович Тютчев владел тогда 23 крестьянами в 2 дворах, братья Зиновий и Дмитрий Богдановы - 14 крестьянами в 1 дворе; остальные помещики (около двух десятков) имели лишь небольшие земельные наделы без крепостных.

    Однако, в сохранившихся документах XVII в. (1670 г.) отмечается, что духовная жизнь сельчан оставляла желать лучшего - древняя церковь во имя великомученика Димитрия Солунского находилась в запустении, «стояла без пения из дальних лет, и службы в ней не было от ветхости». В 1679 г. помещик Измаил Тимофеевич Алымов взялся исправить положение и построил новый деревянный храм. Простоял он недолго, всего 34 года, затем был уничтожен случившимся пожаром (в 1713 г.). Бывший в то время помещиком Акинфий Евстратович Алымов не стал строить новое здание, а перевёз, с разрешения Брянского Духовного Правления, старую деревянную церковь из села Олыпаницы, где уже была возведена новая. К 1750-му году церковь, поставленная «на старом церковном погорелом месте», окончательно обветшала, и новым помещиком, Иваном Акинфиевичем Алымовым, в 1753 г. было выхлопотано разрешение на строительство в Голяжье нового каменного храма.

    Работы начались в следующем, 1754 году; однако, не успев завершить постройку, полковник Алымов в 1757 г. умер. Окончила начатое вдова покойного, помещица Анна Васильевна, беременная в то время дочерью - Глафирой (1758-1826 гг.) - ставшей, пожалуй, самой знаменитой личностью из рода Алымовых. К центральной части храма с Димитриевским приделом была пристроена еще трапезная часть с приделом во имя священномученика Харалампия, епископа Магнезийского.

    В 1757 году «освятил храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Св. Вмч. Солунского при державе Благочестивейшей и Самодержавнейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны всея России... Святил сей храм г. Брянска Покровского собора протопоп Алексий, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алымовой при попе Михаиле и при сыне его попе Василии» (надпись с памятного деревянного креста, хранившегося в храме, но ныне утраченного).

     К середине 1770-х гг. помещики Алымовы разорились ввиду накопившегося огромного долга (сумма его превысила 26 500 рублей); ими были утрачены все имения на территории нынешнего Брянского района, а голяжская усадьба со всеми землями и крепостными перешла во владение семейства Исуповых, представителей старинной дворянской брянской фамилии. Однако, примерно в то же время Глафира Ивановна Алымова окончила Смольный институт благородных девиц в числе пяти лучших выпускниц первого выпуска этого учебного заведения и была награждена большой золотой медалью. Наделённая от Бога незаурядными музыкальными дарованиями, Глафира Алымова стала любимой арфисткой императрицы Екатерины II, при дворе которой была сначала фрейлиной, а затем статс-дамой. (В небезызвестной серии портретов выпускниц Смольного, написанных знаменитым художником второй половины XVIII в. Д. Г. Левицким, девушка изображена играющей на арфе.) Первым мужем Глафиры Ивановны был известный поэт и государственный деятель (вице-директор Академии Наук, президент Медицинской коллегии, сенатор, действительный тайный советник и камергер) Алексей Андреевич Ржевский. Похоронена Алымова Г.И. на Ваганьковском кладбище г. Москвы.

    В первой половине XIX в. была предпринята попытка переименования села в Дмитриевское (по названию приходской церкви), но нововведение не прижилось, и уже в середине того же века селу было возвращено прежнее название - Голяжье. Традиционным ежегодным событием сельской жизни был майский Крестный ход, проводившийся с водосвятием и молебнами по окрестным полям. По этому случаю каждый раз из Свенского монастыря привозилась чудотворная Свенская икона Божией Матери, а из храма выносились чтимые образы (среди них - особо почитаемая местными жителями икона святого мученика Иоанна Воина). К началу XX столетия приход храма насчитывал 535 человек (1904 год); к 1913 году количество прихожан выросло более чем в 2 раза и составляло уже 1194 человека, а в 1915 г. - 1271 человек!

    В 1921 г. храм отремонтировали, отреставрировали росписи свода купола, но... уже в 1929 году храм был закрыт, передан колхозу и использовался под склад. От красивейшего некогда здания, выполненного в стиле барокко со своеобразными декоративными деталями, к концу XX века остались лишь стены, поросшие деревьями и сорной травой. Глава храма, кресты, верхний ярус колокольни, кровля - всё было утрачено «за ненадобностью», «памятник архитектуры XVIII в.» стоял в запустении в полуразрушенном состоянии. До нашего времени сохранились лишь в некоторых окнах прежние кубоватые решетки, остатки напольной плитки да в верхней части стен фрагменты написанных маслом изображений восьми апостолов.

    Однако, Бог поругаем не бывает: в 2001 г. было принято решение о реставрации храма. Этим занялось благотворительное общество, но из-за недостатка финансов работы остановились. 14 ноября 2003 г. состоялось собрание жителей села, на котором проголосовали за образование общины для восстановления храма своими силами. За короткое время был проведен ряд субботников, храм был очищен от мусора и убрана прилегающая территория. Сельчане помогали храму, кто чем мог: жертвовали иконы, рушники, необходимые предметы обихода. Токарь А. П. Головачев выточил на работе подсвечники и панихидный столик. Ощутимую помощь оказал настоятель Троицкой церкви в Бежичах, отец Александр Козлов. Был организован сбор средств по улицам села. Общими усилиями 19 декабря того же года, на память свт. Николая Чудотворца, в храме состоялось первое богослужение.

    С февраля 2004 г. служба в храме стала проводиться регулярно, по Воскресным и праздничным дням. При храме функционирует Воскресная школа для детей, а с июня 2007 года начались Воскресные катехизические беседы со взрослыми прихожанами. Также с июня каждую среду вечером проводится акафистное пение святым - покровителям храма: вмч. Димитрию Мироточивому и сщмч. Харалампию Магнезийскому.



Великомученик Димитрий Солунский


    Хотелось бы отдельно упомянуть об особом отношении на Руси к святому Великомученику Димитрию Солунскому. Он жил на рубеже III-IV вв. в римской колонии Фессалоники (ныне Салоники, славянское название Солунь) и был сыном римского проконсула; его родители были тайными христианами. По преданию, род его был славянского происхождения. По достижении совершеннолетия юноша занял согласно приказу императора проконсульское место и должен был истреблять всех христиан, но вместо этого начал открыто проповедовать Христа и бороться с идолопоклонством. Для своих сограждан он стал «вторым Апостолом Павлом»; как известно, этот «Апостол языков» первым проповедал здесь Истинного Бога (1 Фес., 2 Фее). Всё это очень разгневало императора Галерия Максимиана и вызвало новую волну гонений; вместе с другими принял мученическую кончину и святой Димитрий (в 306 г., 26 октября по ст.ст.)

 

    В царствование имп. Константина Великого над могилой Великомученика была выстроена церковь, а в VII в. от нетленных мощей Святого началось истечение благовонного мира, отчего Великомученика Димитрия стали называть Мироточивым. Неоднократно приступавшие со штурмом к Салоникам славяне-язычники были, всякий раз, отгоняемы неким грозным светлым юношей, в образе которого являлся неизменный хранитель города - Святой Димитрий. Именно поэтому потом просвещенные Светом Христовым славяне оказывали особое почитание своему прославленному сородичу -воину Димитрию. Русские воины всегда верили в невидимое покровительство им этого Святого; в старинных былинах Димитрий Солунский представляется русского происхождения. Церковное почитание Великомученика началось на Руси сразу же после всеобщего Крещения. Во имя его было построено множество храмов и монастырей, написано много икон. В честь Святого были названы князья: Изяслав Ярославович (в крещении Димитрий), Всеволод Большое Гнездо (в крещении Димитрий), Димитрий Александрович (сын святого Александра Невского), св. блгв. кн. Димитрий Донской.

 

    Память Святого Димитрия Солунского всегда на Руси связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и зашитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну».

 



Святой священномученик Харалампий


    Святой священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, также известен среди русского люда, особенно среди земледельцев-крестьян. Он жил во II в. в Фессалии, в г. Магнезии. За ревностное проповедание веры Христовой язычникам святой Харалампий предстал перед императором Севером, будучи 13 лет от роду. Император повелел предать его жестоким мучениям. Воины, мучившие святого Харалампия, Порфирий и Ваптос, видя его веру и стойкость духа, сами стали открыто прославлять силу Христову, за что были обезглавлены за имя Господне. После чего полководец Лукий, взяв орудие палачей, сам стал мучить святого Харалампия, но тотчас же руки его отнялись и, прилипнув к телу мученика, повисли на нем.

 

    Видя бедственное положение своего полководца, игемон плюнул в лицо святого, и в этот же момент голова игемона повернулась и лицо стало смотреть назад.

Магнезийцы, объятые великим ужасом, начали молить святого мученика оставить свой гнев. Святой, вняв просьбам, помолился Господу Богу, и тотчас же Лукий и Лукиан исцелились. Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить прощения, какого вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан.

    После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих, крестились, а больные различными недугами получали исцеление. Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии. Последний приказал схватить Харалампия и осудил его на обезглавливание.

 

    Придя на то место, где он должен был окончить земной подвиг, святой Харалампий сказал: “Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты так милостив и щедр ко мне. Ты, Иисусе, поразивший врагов, пленивший ад и исцеляющий смертные болезни, помяни меня, Господи Боже мой, во Царствии Твоем”.

Перед мученической кончиной он молился Господу: “… идеже положены будут мощи мои и память моя будет почитаться, да не будет на месте том глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте — мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех, ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, — так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, — Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою!”.

 

    Непобедимый и непреодолимый великий мученик Харалампий, который теперь ходатайствует о всем мире, пострадал в феврале месяце, в девятый день. Стоя одесную Престола Божия, он непрестанно молит о нас Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и Царство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



 

Общий вид



Вид спереди



Вид спереди



Вид справа



Колокольня



Вид слева



Объявления



Период реставрации. 8 ноября 2008г.



Период реставрации. 8 ноября 2008г.



Период реставрации. 8 ноября 2008г.