Изучение истории храмов и часовен Брянского благочиния является составной частью изучения новейшей истории Брянской Епархии Русской Православной Церкви. Основным систематическим изследованием в этой области было Историческое описание церквей и монастырей Орловской Епархии, изданное в Орле в 1905 году. В то время территория Брянского уезда была разделена на пять благочиннических округов. В течение XX столетия административно-территориальное деление несколько раз существенно изменялось. В настоящее время в состав Брянского благочиния входят город Брянск и почти полностью Брянский район.

 

Описанию истории храмов, находившихся на этой территории, за исключением храмов ныне действующих монастырей, посвящено настоящее издание. В него не вошло описание сохранившихся храмов, которое опубликовано в Брянском Православном Календаре на 2006 год. В изследовании использованы труды брянских авторов: Крашенинникова В.В., Коваленко З.П., Осипенко Л.Ф., Алексеева В.П., Исайчикова Ф.С., Кизимовой С.П. Зубовой Е.М., монахини Сергии (Ежиковой), архивные материалы Государственного архива Брянской области и фондов Брянского государственного объединенного краеведческого музея, а также материалы других архивов и воспоминания местных жителей.

 

Ввиду нарушения преемственности исторических изследований, гибели многих исторических документов из-за гонений на Русскую Православную Церковь и Великой Отечественной войны, это описание лишь предварительное, в нем могут быть приведены неточные данные, а в некоторых случаях необходимых данных не удалось пока найти.

Надеемся, что эта тема привлечет и других изследователей, так как только соборным трудом можно возстановить утраченную историю.





Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Собор находился в центре города, на главной Московской улице (ныне ул. Калинина), на холме, возвышавшемся над уровнем улицы на 5 саженей (1 сажень - 2,13 м). На этом холме находился Спасо-Поликарпов монастырь, основанный Преподобным Поликарпом Брянским в XVI в. и упраздненный в 1764 году.

Вот как был описан Спасо-Поликарпов монастырь в писцовых книгах 1626-1628 годов: «Монастырь, что на Козьей степи на реке Десне, что против Стрелецкой слободы, а в нем церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа и Рождества Пресвятые Богородицы да церковь Преподобного отца нашего Поликарпа, Брянского чудотворца (древняя клетцка, ветха)». В Смутное время монастырь был разорен, затем возстановлен.

вянный Преображенский храм был продан в с. Коростовку и на его месте около 1694 года построили двухэтажный каменный храм, в верхнем ярусе которого был Престол в честь Преображения Господня, а в нижнем - во имя Святого Мученика Иоанна Воина. Под Алтарем последнего позднее была основана усыпальница князей Барятинских. В это же время над Святыми вратами построили каменную колокольню. В 1694 году князь Даниил Афанасьевич Барятинский начал строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое окончил его брат князь Алексей Афанасьевич Барятинский. Этот храм был освящен в 1697 году. В 1710 году был построен деревянный храм во имя Святого Мученика Иоанна Воина, который в 1730 году заменили на каменный.

 

В 1766 году монастырь был упразднен. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 1768 года стал приходским, остальные храмы и здания обители передали Тверскому карабинерскому полку. С 1779 года в келлиях монастыря размещалось Духовное Училище, в 1798 году переведенное в г. Севск. Монастырские здания простояли до пожара 1845 года.

Брянским Кафедральным Собором издревле был Спасо-Преображенский на Владычних гробех храм. Вероятно, после упразднения Брянской кафедры (около 1500 года), Брянским Собором был наименован Покровский храм. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия «Покровский Собор».

 

В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения.

 

От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара.

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя Святого Мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края Священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище.

 

Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов:

 

1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора;

2) 29 июня, в день памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь;

3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица» на молебен к городским лавкам;

4) 11 августа, с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году;

5) 15/28 августа в Свенский монастырь;

6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская».

 

 

В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела Святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар.

При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня.

 

После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись Православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали. На месте Покровского Собора стоит кино-концертный зал «Дружба». Рядом построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году.

 

 

Храм в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовской)

 

После разгрома ханом Батыем Черниговского княжества в 1246 году в г. Брянск (Дебрянск) под защиту лесов и городских укреплений были перенесены из Чернигова резиденция князя, а также кафедра Епископа, которая находилась при храме Святого Спаса. Когда был построен этот храм - неизвестно. В писцовых книгах 1626-1628 годов этот храм описан так: «В верхней посопной слободе церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа на Владычных гробех, древяна, попово строенье, в церкви - образ местный Преображения Господня, да в приделе церковь Преподобного Никона; около церкви кладбище в длину 30, поперек 15 сажен». В 1770-х годах храм сгорел, а в 1778 году построен новый деревянный храм.

 

В летописи Спасо-Гробовского храма упомянуто, что «означенный храм построен на гробах Брянских Архипастырей Нектария и Нафанаила, поэтому храм называется с давних пор «Спасо-Гробовским» или - «что на Владычних гробех». Когда Брянский Собор из Спасо-Гробовского храма был переведен в древний Покровский храм - неизвестно. По всей вероятности, это совершилось вскоре по упразднении Брянской Епископской Кафедры (в 1500 году). Храм был приписан к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. После строительства в 1904 году каменного Спасо-Гробовского храма, стоявший рядом старинный деревянный храм бережно сохранялся. Вокруг храмов был разбит фруктовый сад, усадебная земля обнесена оградой.

 

Решением брянского окрисполкома № 21 от 17 ноября 1929 года, оба храма - старый и новый - были закрыты для Богослужения и переданы под клуб для рабочих мехартзавода (Арсенала). Это решение было подтверждено постановлением Западного облисполкома № 811 от 11 января 1930 года. Впоследствии деревянный храм был разрушен.

 

 

Храм в честь Рождества Христова

 

Храм в честь Рождества Христова - небольшой, каменный, крестообразной формы; построен в 1823 году вместо старого деревянного храма на средства брянского купца Некрасова. Гора, на которой он стоял, называлась Рождественской. В приходе имелась школа грамоты.

Решением Брянского окрисполкома № 21 от 17 ноября 1929 года храм был закрыт и передан под общежитие медтехникума. Это решение было подтверждено постановлением Западного облисполкома № 811 от 11 января 1930 года.

Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен. Затем его разобрали. В настоящее время на его месте стоят торговый центр «Дубрава» и общественный туалет.

 

 

Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

 

Построен в XVII веке на Рождественской Горе трубчевским помещиком, имя которого неизвестно. Находился в одной ограде с храмом в честь Рождества Христова. Причт в обоих храмах был один. Неоднократно перестраивался, вместо продолговатой формы получил вид Креста. В храме было три Престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый придел - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, левый придел - во имя Великомученика Феодора Стратилата.

Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен. Затем его разобрали. В настоящее время на его месте стоит торговый центр «Дубрава».

 

 

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

 

Согласно писцовым книгам 1622-1629 годов за городом Брянском на посаде в Нижней посопной слободе (район вокруг современного сквера Кравцова) «церковь древяна во имя Бориса и Глеба, около церкви кладбище». Храм, известный брянцам как «Никола Нижний», был построен на Нижней посопной слободе за счет прихожан в 1732 году на месте старого, вероятно, деревянного, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сохранилось прошение прихожан Федота Преженцова, Григория Гридина, Тихона Сомова, Ивана Кондратьева, Петра Андросова и священника Петра Макариева, где сказано: «Церковь мирского построения весьма обветшала, и вкладчики средств желают церковь своим коштом разобрать до фундамента и к возобновленной церкви пристроить трапезу и придельный Алтарь во имя Пресвятые Богородицы Ее образа Казанской, которого во Брянске и Брянском уезде не имеется».

 

Согласно Историческому описанию церквей и приходов города Брянска и Брянского уезда за 1905 год, страшное разорение от пожара, бывшего в 1762 году, надолго задержало постройку храма, так что она была окончена лишь в 1783 году. Первоначально в храме был один Престол - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1792 г. на средства купца Василия Горбунова пристроен был к Успенскому храму теплый придел с двумя Престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых князей-мучеников Бориса и Глеба.

 

По данным Л.Ф. Осипенко, в 1762 году храм сгорел. В 1783 году на его месте купец Горбунов заложил каменную церковь, и в 1792 году церковь освятили как Успенскую, т.к. в Брянске уже был храм, посвященный Святителю Николаю (Горно-Никольский). Но придел во имя Святителя Николая в церкви сохранили и старое название - церковь Николы Нижнего, в народе сохранилось.

 

Главной святыней храма была чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, присланная из Киево-Печерской Лавры. Икона эта неизвестно кем была похищена и скрыта, и лишь через 130 лет (в 1893 году) Божиим Промышлением старица Прасковья Петровна Николаева, которая призревалась в Сергиевской Богадельне в г. Орел, возвратила образ в храм. У прихода храма имелась Церковно-приходская школа.

 

В начале 1927 года, под предлогом нескольких краж, отсутствия охраны и задолженности был расторгнут договор с общиной храма. Во ВЦИК поступила жалоба от прихожан, и брянскому губисполкому пришлось объясняться, что «в момент расторжения договора с группой верующих Успенской церкви, последняя группа по своему составу делилась на два течения, староцерковное и обновленческое. Вновь договор заключен с обновленческой группой. Преимущество отдано этой группе в силу того, что храма обновленческого течения в городе Брянске нет, между тем староцерковных имеется шесть».

Постановлением Западного облисполкома № 1180 от 6 марта 1930 года храм был закрыт с целью использования его под гараж. Затем в нем находились склады, мебельный магазин, в начале 1970-х годов храм был разрушен.

 

Перед этим, постановлением того же исполкома № 811 от 11 января 1930 года, решено было закрыть часовню при Никольской церкви и приспособить ее под газетный и книжный киоски. Эта часовня, встроенная в ограду Успенского храма, хорошо видна на сохранившейся фотографии начала XX века.

 

 

Храм во Имя Святой Троицы

 

Каменный Троицкий храм на Никольской улице (ныне ул. Арсенальная) был построен в 1867 году на средства братьев Бабковых вместо старого деревянного, существовавшего 125 лет и сгоревшего в 1864 году. Вероятно, и прежний храм был построен на месте древних храмов, так как в писцовых книгах 1622-1629 годов за городом на посаде упоминаются «церковь Живоначальной Троицы да церковь Святой мученицы Параскевы с приделом страстотерпца Георгия», которые имели общий причт. Одна из улиц, ведущих к храму, до сих пор носит название Пятницкой. Сохранилась фотография Пятницкого оврага, на одном из концов которого стоял храм.

 

В холодной части каменного храма было три Престола: главный - во Имя Святой Троицы, южный - в честь иконы Божией Матери «Казанская», северный - в честь Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. В теплой части храма - два Престола: южный - в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи, северный - во имя Святой Великомученицы Варвары.

 

В 1918 году храм упоминается как действующий. Богослужение в нем совершалось до начала 1930-х годов. После освобождения Брянска «Пятницкий» храм отдали под склад. В 1935 году он был разрушен.

 

 

Храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская»

 

Первый приходской храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская» находился на Авиловской улице (ныне ул. Горького). Затем в 1801 году он был перенесен в район завода Арсенал. В 1875 году земля, занимаемая им, была куплена казною под сборную мастерскую Брянского арсенала; храм был сломан, а Богослужение с этого времени совершалось во временно устроенном молитвенном доме. Наконец, в 1881 году было начато строительство каменного храма в честь иконы Божией Матери «Смоленская» с двумя теплыми приделами: во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных и во имя Святой Великомученицы Варвары. Теплую часть храма завершили и освятили в 1886 г., в холодной же части из-за неимения средств работы затянулись. Иногда храм называли Архангельским или Смоленско-Архангельским.

 

26 мая 1927 года брянский горсовет вошел с ходатайством в губисполком о закрытии храма и сносе его в целях занятия площади для расширения мехартзавода (Арсенала). Постановлением губисполкома № 43 от того же числа ходатайство было поддержано, и храм разрушили.

 

 

Храм в честь Вознесения Господня

 

Находился в Зарецкой слободе, на месте древнего Песоцкого Предтечева монастыря (ныне ул. Зарецкая). Построен в 1701 году переведенной из Воскресенского монастыря игуменией Капитолиной, освящен в 1706 году. В 1796 году приписан к Петро-Павловскому монастырю. В 1826 году при храме учрежден одноплатный причт, но в 1843 году храм из-за недостатка средств приписан к Воскресенскому храму, а в 1876 году - к Горно-Никольскому. В 1883 году к храму был пристроен теплый придел.

 

При храме стояла древняя шатровая колокольня. В храме хранились оловянные сосуды и служебник XVII века, иконы XVIII века. В феврале 1930 года храм был закрыт и впоследствии разрушен. Сохранились остатки его фундамента.

 

 

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

 

Настоятельница Вознесенского монастыря Аполлинария (Толбузина) обратилась к Императрице Елисавете Петровне с прошением разрешить построить на Святых вратах обители новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

 

1 июля 1742 года такой указ был дан. А 16 марта 1753 года новопостроенный храм был освящен. Он находился на разстоянии 20 саженей на запад от Вознесенского храма. 10 марта 1766 года Вознесенский монастырь был упразднен. Территорию обители передали расквартированному в Брянске Тверскому карабинерскому полку. Граждане Брянска неоднократно пытались подавать прошения о возстановлении обители, но безуспешно. Определением Орловской Духовной консистории от 2 апреля 1826 года храмы Вознесенского монастыря были учреждены приходскими.

 

В феврале 1930 года храм закрыли и впоследствии он был разрушен. Сохранились остатки его фундамента.

 

 

Храм в честь Богоявления Господня

 

Согласно писцовым книгам 1622-1629 годов, за городом на посаде была «церковь Богоявления Господня да в приделе Святых мучеников Флора и Лавра в Ямской слободе» (ныне ул. Некрасова). Сохранились сведения о строительстве здесь в 1687 году деревянного храма - вероятно, прежний был разобран из-за ветхости. В 1824 году деревянный храм был опечатан по ветхости, и начато строительство нового каменного храма с колокольней. В 1831 году был освящен теплый придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра, в 1834 году окончено строительство и освящен главный Престол в честь Богоявления Господня. В 1868 году храм был расширен и пристроен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

Белый храм с зеленой кровлей был обнесен невысокой ажурной металлической оградой на кирпичном фундаменте. Вокруг храма был большой фруктовый сад, по двум сторонам стояли вековые липовые деревья. Все иконы в храме были в киотах. 18 августа, в день памяти Святых мучеников Флора и Лавра, вся площадь вокруг храма была заполнена пролетками, фаэтонами, дрожками с украшенными лошадьми. Лошадей украшали цветами, венками, блестящими уздечками, гривы заплетали в косы. Во время Крестного хода священник окроплял всех, в том числе и лошадей, Святой водой.

 

В годы советского режима, во время кампании по снятию колоколов, представители власти приехали в храм, стали снимать колокола и ломать церковную утварь. Настоятель храма священник Матфей Остроумов со всем причтом и прихожанами стремился отстоять имущество храма, уговаривал представителей власти. Он встал на колени и, горько плача, молился Богу, прося всех людей не грабить храм. К 1935 году храм перешел к обновленцам. Вероятно, в конце 1930-х годов он был закрыт и впоследствии разрушен.

 

 

Храм в честь Нерукотворного образа Спасителя (Митрофаньевский)

 

В 1773 году за Новой Слободой против Ямской слободы (в конце современной улицы Некрасова) была отведена земля под второе городское кладбище в г. Брянск. В 1776-1779 годах, на средства прихожанина Брянского храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» купца первой гильдии П.С. Устинова, на кладбище был построен каменный храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Резолюцией от 21 апреля 1779 года новый храм было велено освятить игумену Брянского Петро-Павловского монастыря Паисию. В том же году начали пристраивать к храму каменную колокольню. Вероятно, в храме был устроен придел в честь Святителя Митрофана, Епископа Воронежского, потому что храм на карте Брянска 1906 года назван «Митрофаньевским», а кладбище при нем называется в документах кладбищем Святителя Митрофания.

 

В Историческом описании церквей и приходов города Брянска и Брянского уезда 1905 года храм не значится - возможно, там уже не было самостоятельного причта и прихода.

В 1929 году брянский окрфинотдел предложил закрыть храм Святителя Митрофана как неиспользуемый и находящийся в «безхозном» состоянии, что и было сделано в феврале 1930 года. Через некоторое время храм был разрушен, в конце 1949 года закрыли кладбище.

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Тюремном замке

 

Время устроения храма неизвестно. Он упоминается в «Историческом описании церквей и монастырей Орловской Епархии» 1905 года. В Списке священников Брянских церквей 1918 года указывается священник Тюремной церкви. Вероятно, вскоре она была закрыта.

 

 

Домовый храм при военном госпитале

 

Госпиталь был построен в середине XIX века недалеко от Галерного двора на красной линии застройки (ныне ул. Красноармейская). Вероятно, изначально в нем был устроен Домовый храм.

В марте 1919 года храм был закрыт с целью использования его под лазарет, имущество его передали Успенскому храму. Здание госпиталя сохранилось.

 

 

Домовый храм Брянского технического училища во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

Брянское среднее техническое училище располагалось на Петро¬павловской улице, вблизи нынешней гостиницы «Десна». Домовый храм училища во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был выстроен на средства Брянского купца Павла Семеновича Могилевцева и освящен 27 октября 1902 г. В архиве Брянской области сохранились фотографии и чертежи здания училища, на которых хорошо виден храм. В 1920 году он был закрыт, помещение передано техникуму, имущество - Успенскому храму. Здание училища было полуразрушено во время Великой Отечественной войны, а затем разобрано.

 

 

Часовня над источником «Подарь»

 

Святой источник «Подарь» находится у подножия Карачижской Горы города Брянска. По преданию, название «Подарь» означает «Подарок победы», в память победы русских воинов над литовцами, которые при нападении на Брянск через этот овраг пытались тайно проникнуть в город, и попали в засаду брянцев. До Великой Отечественной войны над источником стояла часовня из красного кирпича, в которой находилась икона Божией Матери. Перед иконой горела лампада. Источник посещало много людей. Во время войны часовня была разорена, но Святой источник по-прежнему посещают верующие и благочестивые люди.



Храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

20 июля 1873 года Государь Император Александр II подписал высочайшее разрешение на учреждение Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. С появлением первых рабочих поселений была выстроена часовня. В 1878 году на месте часовни на средства рабочих был выстроен молитвенный дом. 27 июня 1882 года он был обращен в храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. 12 декабря того же года храм сгорел. Однако через 11 дней, 23 декабря он был вновь отстроен и стал более просторным и благолепным. Одноэтажный деревянный храм имел форму Креста и «по чиноположению церковному был освящен для совершения в нем Божественной службы». В 1894 году храм был перестроен, в нем был устроен придел и выстроена колокольня. Затем храм перенесли на новое место у железнодорожной станции «Болва». Улица, на которую перенесли храм, получила название Церковной (ныне ул. 3-го интернационала). В народе церковь Петра и Павла называли «Малой», а выстроенную в 1884 году в честь Преображения Господня - «Большой». Оба эти храма имели общий причт.

 

После государственного переворота 1917 года власти неоднократно пытались закрыть храм, но прихожане отстаивали его. 7 декабря 1923 года пленум бежицкого горсовета вынес решение о «ликвидации Петро-павловской церкви и устройстве в таковой культурно-просветительских учреждений». Ликвидировали ее уже к 25 декабря. В том же месяце газета «брянский рабочий» писала: «Необходимо теперь это постановление возмож¬но скорее и безболезненнее провести в жизнь, твердо помня, что здание церкви больше принесет пользы для населения, чем она приносит сейчас».

 

Однако, к 1925 году Петро-Павловский храм был передан обновленцам. Не найдя возможности в Брянске зарегистрироваться при каком-либо храме, обновленцы обосновались в Бежице, в Петро-Павловском храме, который стал для них «кафедральным собором».

 

В сентябре 1929 года безпартийная конференция рабочих и служащих Брянского завода постановила просить власти использовать здание Петро-павловского храма под спортивный клуб. В октябре губисполком дал на это разрешение, и храм в 1930 году был закрыт. В нем разместился так называемый «Дом физкультурника».

 

В период оккупации, в начале 1942 года, храм был возвращен верующим. Богослужение Продолжалось и после освобождения Бежицы советскими войсками. К середине 1950-х годов храм вновь закрыли, а в начале 1960-х снесли. На его месте построено заводское общежитие.


Храм в честь преображения Господня. Визит Государя-Императора Николая II. 1915г.



Храм в честь преображения Господня. Визит Государя-Императора Николая II. 1915г.


Храм в честь Преображения Господня

 

Для многочисленного прихода Брянского рельсопрокатного завода в 1880 году был заложен величественный и редкий по архитектуре храм. Строился храм по проекту архитектора Александра Тренера. Стены его были выложены из железных рельсов и с обеих сторон обшиты дубом. В плане он имел форму креста. В 1884 году храм был освящен в честь Преображения Господня. Позже в нем устроили два придела. Внутреннее убранство храма отличалось особым благолепием. Спасо-Преображенский храм, с любовью возведенный бежичанами, по праву считался украшением рабочего поселка. При нем существовала образцовая в уезде Церковно-приходская школа. 20 апреля 1915 года храм посетил Император Николай II.

 

После государственного переворота 1917 года храм неоднократно пытались закрыть, но прихожане отстаивали его. Постановлением президиума брянского губисполкома № 19 от 4 мая 1929 года было решено закрыть храм, однако Богослужение совершалось в нем до декабря 1929 года. Закрывали храм с помощью милиции и военных. 23 декабря в 10.00 утра начальник милиции объявил об этом членам церковного совета и тут же началось снятие колоколов и Крестов. В 1930 году в храме разместили цирк, затем кинотеатр. Храм начали сносить в 1933 году, но окончательно разобрали в 1935 году. На его месте предполагали построить ТЭЦ.

 

 

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

 

Деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Городище (ныне местечко Городище Бежицкого района, г. Брянск) был построен в 1824 году вместо сгоревшего деревянного храма. Так как вместе с этим храмом сгорел почти весь церковный архив, то никаких сведений о сгоревшем храме не сохранилось. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны, на этом месте был устроен каменный столб.

 

В 1896-1900 годах, благодаря энергичной деятельности строительного комитета, особенно священника Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, на средства прихожан храм был почти весь заново перестроен из красного кирпича, к нему пристроили приделы: правый - во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1899 году), левый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1898 году). В главном Алтаре сначала был поставлен иконостас из сгоревшего деревянного храма, в 1850 году этот иконостас заменили на новый, в 1900 году иконостас был вновь устроен и освящен. Прихожанами особенно чтилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По преданию, эта икона явилась на берегу Десны на месте, которое называлось «Благовещенским рогом».

 

В конце 1920-х годов храм еще действовал. В начале 1930-х с него снимали колокола и, вероятно, вскоре закрыли. К 1937 году в здании храма была школа, до тех пор, пока в сентябре 1940 года не открыли новую школу. Росписи храма закрашивали, но они снова проявлялись. Затем здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года храм разрушили и разобрали на стройматериалы. В настоящее время на его месте пустырь между домами № 150 и 152 по ул. Бежицкой.

 

В приходе Благовещенского храма в одной версте от села Городище была часовня, построенная над источником, сюда из Городищенского храма в день Преполовения Пятидесятницы ежегодно совершался Крестный ход. По разсказам местных жителей, еще в XVIII столетии на этом месте стояла часовня, но когда, кем и по какому случаю она была построена - неизвестно. В 1888 году на средства прихожан вместо обветшавшей старой была построена новая часовня. В ней стояла большая икона Пресвятой Богородицы.

 

После Великой Отечественной войны часовни уже не было, но традиция совершать в день Преполовения Пятидесятницы Крестный ход на источник сохранялась. Крестный ход совершался из храма во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла одноименного закрытого Брянского монастыря. В начале 1950-х годов на источнике исцелились от беснования женщина и девочка. После этого источник разрыли и устроили там пральню для полоскания белья. В настоящее время Святой источник по-прежнему почитается народом, на месте часовни установлен Крест.

 

 

Часовня на приходском кладбище храма во Имя Святой Троицы

 

Построена во 2-й половине XIX века в селе Бежичи (ныне ул. Делегатская). В Историческом описании церквей и приходов города Брянска и Брянского уезда 1905 года при описании храма в селе Бежичи указывается, что «на приходском кладбище есть каменная часовня-усыпальница». В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

 

 

Часовня во имя Святителя Николая

 

На Базарной площади поселка Бежицы была построена в 1901 году. Разрушена. Других сведений о ней не имеется.



 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

пос. Большое Полпино

 

Приход села Большое Полпино существует с конца XVIII века. Храм в селе был каменный, когда и кем построен - неизвестно. Храм состоял из двух частей и имел два Престола. Первая часть храма, древняя - трапезная, зимняя: здесь был Престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Вторая часть храма, летняя, пристроена в 1855 году к восточной стороне трапезной: здесь был Престол во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1860 году, когда сгорело все село, сильно пострадал и храм, но стены уцелели, возобновлен храм на средства прихожан.

В конце 1937 года храм был закрыт, в нем устроили сельский клуб. В 1943 году храм разрушили.

 

 

Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского

 

Построен в 1882 году в селе Радица паровозная (ныне Радица-Крыловка) и до 1895 года считался приписным к храму села Городище. В документах упоминается также как храм в рабочем поселке Урицком. В 1901 году в нем устроено два придела. Ежегодно совершалось два местных крестных хода: в первое Воскресение Петрова поста в память о ниспослании дождя тотчас после молебствия о нем, и 1 октября в память избавления от холеры. В приходе была двухклассная Церковная школа.

Постановлением президиума брянского губисполкома № 60 от 25 апреля 1929 года храм был закрыт и приспособлен под школу, затем под кинотеатр. В архиве Брянской области сохранились документы о попытках обновленцев захватить храм, а также чертежи приспособления храма под кинотеатр. Впоследствии был разрушен, сохранился его фундамент.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

 

Никольский храм при станции «Брянск» Риго-Орловской железной дороги (ныне станция Брянск-1) был построен в 1892 году, в память чудесного избавления Наследника Цесаревича Николая Александровича от угрожавшей ему опасности в г. Отсу, в Японии (при проезде кортежа Наследника Цесаревича ударил по голове мечем японский городовой). Освящен в 1893 году. В 1899 году, на средства Брянского купца Морозова, в правом приделе храма был устроен иконостас с Престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. До 1896 года был приписан к Тихвинскому храму г. Брянск, затем приход существовал самостоятельно. При храме было две Церковно-приходских школы.

 

К 1930 году захвачен обновленцами. Постановлением Западного облисполкома №811 от 11 января 1930 года было принято решение о закрытии Никольского храма в целях использования его под советскую школу. Позднее храм разобрали. По воспоминаниям старожилов, его взрывали.

 

 

Домовый храм при Брянском сухарном заводе

 

В марте 1919 года был закрыт храм Брянского сухарного завода, который находился близ станции «Брянск» Риго-Орловской железной дороги (ныне станция Брянск-1).

 

 



 

Храм во имя Преподобного Серафима Саровского

 

В современном Фокинском районе (ранее Льговский поселок) г. Брянск до государственного переворота 1917 года существовал всего один храм. Он располагался в районе современного дворца культуры железнодорожников. Деревянный храм был построен на средства прихожан Брянского Покровского Собора, переселившихся в поселок, как «церковь-школа». Освящение храма во имя Преподобного Серафима Саровского 11 февраля 1906 года, по благословению правящего Архиерея совершил протоиерей Владимир Попов.

 

В марте 1925 года при Серафимовском храме зарегистрировалась обновленческая община. Но попытка обновленцев осуществить там Богослужение 15 марта 1925 года натолкнулась на сопротивление прихожан, которые потребовали от обновлеченского иерея Николая Тимонова удалиться из храма, который они строили своими руками, «не раздражать рабочего сердца», и повесили свой замок, что послужило поводом для вмешательства милиции. Постановлением брянского губисполкома № 93 от 9 июля 1929 года храм был закрыт и приспособлен под школу. Прихожане обращались во ВЦИК с просьбой оставить храм действующим, но безрезультатно. В 1937 году храм был разрушен.

 

 



 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Бакшеево

 

Храм в селе был разорен и запустел в Смутное время начала XVII века. Упоминание о Никольском храме относится к 1654 году, но был ли он новым или отремонтированным старым - неизвестно. Вообще о бакшеевском храме документальных материалов встречается немного, возможно, потому, что в 1840 году он был приписан к храму села Тешеничи, утратив прежнюю самостоятельность. В 1907 году в Бакшеево открылась Церковно-приходская школа (около 50 учеников). В советское время храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Батогово (ныне дер. Лесное)

 

Как центр Батоговской волости село Батогово впервые упоминается в 1503-1504 гг. в русско-литовском договоре и в духовной грамоте Великого Московского князя Ивана III.

Несомненно, что и храм здесь существовал еще в XV веке. Батоговский храм в честь Святителя Николая Чудотворца упоминается как существующий в 1654 году и даже ранее - как уцелевший в Смутное время начала XVII века. По преданию, позже храм сгорел, и в 1769 году на его месте был построен новый. Когда и кем был построен этот каменный храм, остается неизвестным. Скорее всего, кем-то из помещиков Богдановых. К середине века храм обветшал и 1857 году был закрыт, но в 1859 году после ремонта открылся вновь.

 

В 1865 году был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Казанская». Особенно почитались явленная икона Святителя Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Черниговская». К храму была издавна приписана часовня, находившаяся в 12-ти верстах.

 

После крестьянской реформы 1861 года в Батогово практически не осталось крестьянского населения, поэтому его порой даже стали называть Батоговским погостом, т.е. местом, где оставался храм, дома духовенства и сельское кладбище. При храме была небольшая приходская школа. После постройки прошедшей рядом железной дороги Москва-Брянск здесь стали селиться купцы, почетные граждане и мещане. Селение приобрело характер дачного поселка. В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм в честь иконы Божией Матери «Ахтырская»

с. Дарковичи

 

В XVIII веке владельцами Даркович стали помещики Жабины. Первым из них был майор Зот Иванович Жабин. Им или его сыном Феодором здесь был построен деревянный храм, но достоверных сведений о времени его освящения не обнаружено. В 1782 году в селе был храм во имя Святого Иоанна Предтечи.

 

Несколько раз храм ремонтировали с изменением первоначального вида. Вероятно, при перестройке храма его освятили в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». В 1900 году была пристроена каменная теплая часть с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата. К 1935 году храм принадлежал обновленцам, в конце 1937 года был закрыт и впоследствии разрушен.

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

с. Дорожово

 

Селение Дорожово возникло, вероятно, в конце Смутного времени на землях, принадлежавших Брянскому Петро-Павловскому монастырю. После секуляризации церковных имений крестьяне Дорожова перешли в число «экономических», т.е. государственных. Они относились к приходу Никольского храма с. Липово. К началу XX века храм в с. Липово обветшал и был закрыт, а Дорожово стало главным центром округи. Поэтому по желанию дорожовских крестьян и по благословению Церковной власти в селе был построен храм в несть Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение совершалось в храме до 1921 г., далее сведений не имеется. Храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

пос. Журиничи

 

Храм во имя Святителя Николая Чудотворца в пос. Журиничи был построен около 1917 года. Но, уже через несколько лет, в связи с установлением коммунистического режима, храм был передан под клуб. Зимой 1942 года село и храм были сожжены фашистскими оккупантами. На месте сгоревшего храма в братский могиле были захоронены разстрелянные жители поселка Журиничи. После 1945 г. на месте разстрела местных жителей был построен клуб.

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

с. Коростовка (ныне с. Октябрьское)

 

Село Коростовка было вотчиной Свенского монастыря. Хотя она упоминается I с конца XVI века, первое известие о новопостроенном деревянном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который был сооружен по благословению настоятеля Свенского монастыря Афанасия, относится к 1700 году. К 1732 году храм так обветшал, что в нем стало невозможно служить. В том же году старанием жителей села Данилы Трутнева, Пахома Деткова и других прихожан новый деревянный храм был построен на месте прежнего. Он простоял до начала XX века. После секуляризации церковных имений в 1764 году Коростовский приход сделался самостоятельным. С 1879 до 1890 года храм села Коростовки был приписан к храму с. Теменичи. В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Липово

 

Липово упоминается как село в самом начале XVII века и, следовательно, возникло в XVI веке или еще раньше. По преданию, свое название село получило потому, что некогда здесь был обретен явившийся на липе образ Святителя Николая Чудотворца. Весь XVII век и большую часть XVIII века Липовский храм во имя Святителя Николая, впервые упомянутый как уцелевший в Смутное время, был единственным храмом на обширной территории лесистого деснинского левобережья между реками Болвой и Серижей.

 

В 1748 году старанием помещика А.И. Бажина был построен новый деревянный двух - Престольный храм с главным Престолом во имя Святителя Николая. С 1900 года при храме действовала Церковно-приходская школа, В настоящее время ни село, ни храм не сохранились.

 

 

Храм в с. Малое Полпино

 

Жители деревни были прихожанами Бело-Бережской Пустыни. В 1900 году в деревне открылась Церковно-приходская школа от Бело-Бережской обители. В 1924 году Пустынь закрыли. Брянский губисполком разрешил общине верующих с. Малое Полпино перенести в село деревянный храм из Скита обители. В Историческом и современном обозрении общежительной мужской Брянской Бело-Бережской Пустыни 1909 года так описывается Скитский храм. «Среди двора скитского красуется двухэтажный храм, заключающий в себе две церкви: верхнюю, деревянную, холодную - во имя Всех Святых, и нижнюю, каменную, теплую - во имя Печерския иконы Божией Матери. Замечателен лес, из которого выстроен этот храм; он был прежде сельский храм, простоявший более двухсот лет, и был построен из леса полуторастолетнего возраста и теперь так крепок и красив, что стоит внимания посетителей».

 

К 1926 году работы по переносу храма были почти завершены. Храм устроили на окраине села на каменном фундаменте. Сохранился чертеж и описание храма. По воспоминаниям старожилов, через несколько лет храм официально был закрыт, но Богослужение совершалось в нем до 1943 года. В 1943 году храм был сожжен оккупационными войсками.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Ольшаница

 

Альшаницкий приход (старое название села - Альшаница) - один из самых древних. Село Альшаница с храмом во имя Святителя и Чудотворца Николая упоминается уж в писцовых книгах царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета Никитича. В годы Смуты XVII века храм в селе был сожжен, и в 1620-х годах здесь не существовало даже часовни, а было пустое церковное место.

 

В начале XVIII века селом владел стольник Афанасий Иванович Зиновьев, с именем которого связано строительство в Альшанице нового деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая с приделом во имя Святого Пророка Илии (по другим данным - во имя Преподобного Нила).

 

В 1802 году, как свидетельствует надпись на Кресте, оставленная по освящении храма, в селе Альшанице освящен был новый храм, каменный, тоже во имя Святителя и Чудотворца Николая. Построен он усердием помещика Василия Ивановича Тютчева. Вначале храм был настолько беден, что в нем употреблялись жестяные и деревянные подсвечники, а в церковной ризнице хранилась с тех времен одна холщовая «крашенинная» риза. Почти ежегодно в приход приносили из храма с. Паниковец Трубчевского уезда (ныне Выгоничский район) чудотворный образ Святителя Николая. Перед этим образом служили молебны по домам, а иногда и на полях. В 1885 года при храме была открыта Церковно-приходская школа. В годы советской власти храм разрушен.

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

с. Опахань

 

Первый храм в селе был построен неким Овчаром не позже XVI века, так как он был сожжен в Смутное время. В 1610 году Опахань упоминается как «сельцо», т.е., возможно, храма там уже не было. В 1667 году в документах встречается указание о появившемся здесь новом деревянном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который простоял до 1869 года и к этому времени совершенно обветшал. В этом году в селе был построен новый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

 

С 1879 по 1902 год храм был приписан к селу Альшанице, а затем вновь стал самостоятельным приходом. В 1908 году была открыта Церковно-приходская школа. В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Стеклянная Радица

 

Деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца был построен в селе в 1880 году. Некоторое время он считался приписным к храму с. Любохны. В 1881 году в Стеклянной Радице был открыт самостоятельный приход. В 1937 г. был закрыт (к этому времени его захватили обновленцы) и впоследствии разрушен.

 

 

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

с. Тешеничи

 

К началу XVII века Тешаничи (старое название села) были уже селом, но храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца в годы Смуты был разорен, запустел и стоял без пения.

 

В 1729 году был освящен новый храм с теми же Престолами, построенный старанием помещика Якова Михайловича Шушерина. В 1874 году помещик Михаил Петрович Коломнин построил новый деревянный храм на каменном фундаменте - с теми же Престолами. Богослужение совершалось до 1930г. Впоследствии храм был разрушен советскими властями.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Толмачево

 

В селе Толмачево был каменный с деревянным верхом храм с двум Престолами: главным - во имя Святителя и Чудотворца Николая, и придельным - во имя Святых Жен-Мироносиц. Построен он был вместо прежнего деревянного храма в 1850 году старанием помещицы села Толмачева Л.А. Головачевой и помещика Толмачевской Слободы И.Н. Козелкина на средства этих помещиков и прихожан-крестьян. Придельный Престол устроен в 1853 году.

 

В 1874 году вместо прежней ветхой колокольни на двух деревянных столбах была выстроена новая деревянная - на средства прихожан и пожертвования купцов г. Брянск Могилевцева и Бухова. В 1876 году в храме были сделаны печи. В том же году в приходах были учреждены настоятельства, и село Толмачево присоединено было к селу Супоневу, настоятелем этого, соединенного прихода был назначен супоневский священник.

 

В начале XX столетия в с. Толмачево был возстановлен самостоятельный приход. В храме хранилось напрестольное Евангелие, напечатанное в царствование царя Петра Алексеевича и подаренное боярином Никитою Константиновичем Стрешневым, и серебряный напрестольный Крест с мощами Святого мученика Лукиллиана. С восточной стороны храма, среди кладбища, стояла небольшая каменная часовня, построенная на месте прежнего деревянного храма. В годы советского режима храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Хотылево

 

Первое документальное упоминание о селе относится к началу XVII века, когда находившийся в нем каменный храм был сожжен в годы Смуты, а на его месте была поставлена Часовня. В 1680 году в церковных документах было велено «впредь писать церковь Николая Чудотворца да в приделе Флора и Лавра, а часовни не писать». По местным преданиям, новый деревянный храм построил кто-то из князей Барятинских.

 

В 1883 году храм был перестроен старанием священника Михаила Феодоровского на средства прихожан. До 1893 года он был кладбищенским. В храме хранилось Евангелие весом в два пуда. При храме была Церковно-приходская школа. В приход храма входила деревня Староселье, на кладбище которой стояла часовня.

 

 

Храм в честь Преображения Господня

с. Хотылево

 

Каменный храм в селе Хотылево был построен в 1759-1763 годах старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева. В храме было два Алтаря: в честь Преображения Господня и в честь иконы Божией Матери «Казанская». В 1895 году два Алтаря были соединены в один - в честь Преображения Господня. Село известно как усадьба князей Тенишевых.

 

После государственного переворота 1917 года усадьба пришла в запустение, во время Великой Отечественной войны пострадала от фашистских оккупантов. В конце 1940-х годов было разрушено завершение храма. Храм сохранился в полуразрушенном состоянии, пострадало и его внутреннее лепное убранство.

 

 

 



 

Храм во Имя Святой Троицы

с. Выгоничи

 

В 1905 году в приходе было 1259 душ. В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра

с. Городец

 

Приход в селе Городец существовал уже в XVII веке, об этом свидетельству¬ется в Орловских Епархиальных Ведомостях №№ 21-22 за 1899 год.

В ХVIII веке село Городец упоминается как вотчина Брянского Вознесенского монастыря. В 1731 году в селе сгорел храм и крестьяне купили старый деревянный, еще крепкий и пригодный для Богослужений храм в селе Тешеничи. В 1732 году игумения Евстолия (Лодыгина) ходатайствовала перед Синодом о начале строительства храма, а после завершения строительства - о выдаче Антиминса и освящении. Существовавший в селе Городец храм имел придел во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского (по другим предположениям, во имя Преподобного Алексия, человека Божия).

 

Храм был закрыт советскими властями, по воспоминаниям жителей, в 1938 году и вскоре разрушен.

 

 

Храм в честь успения Пресвятой Богородицы

с. Карповка

 

В 1905 году в приходе было 1783 души. В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

с. Козловка

 

В советские годы храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святителя Николая,

Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Козловка

 

В 1905 году в приходе с. Козловка было 3636 душ. Неизвестно, какой из храмов действовал до 1937 года, затем был закрыт и разрушен советской властью.

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

пос. Кокино

 

Храм в поселке Кокино был построен в 1761 году на средства помещика А.С. Безобразова. В храме было три Престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского, и во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм был каменный, не отапливался, в 1814 году он был расширен, в 1871 году кирпичные полы были заменены деревянными. Помещик Н.П. Халаев в 1881 году построил вокруг храма каменную ограду и в ней каменное караульное I помещение.

В 1930 году храм был закрыт советскими властями и переоборудован под I клуб. Священник Андрей Покровский в 1938 году был арестован и разстрелян.

 

Осенью 1943 года при отступлении фашистских войск оскверненный храм был взорван. В настоящее время на месте храма стоит здание дома культуры.

 

 

Храм во имя Святителей Афанасия и Кирилла,

Архиепископов Александрийских

с. Лопушь

 

В 1905 году в приходе было 783 души. Храм действовал до 1937 года, затем был закрыт и разрушен.

 

 

Храм в с. Малфа

 

В 1905 году в приходе было 1892 души. В советское время храм разрушен.

 

 

Храм во имя Святого Архистратига Михаила

с. Малый Крупец

 

Деревянный храм во имя Святого Архистратига Михаила был построен, по одним сведениям, в 1738 году тщанием майора Андрея Тимофеева Тютчева, по другим - в 1741 году тщанием «приходского помещика Фотея Петрова, сына Тютчева». Первоначально храм был без колокольни, колокола висели на столбах, покрытых тесом. В 1882 году к храму был пристроен придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра. Над приделом старанием священника Алексия Маккавеева была пристроена колокольня. Деньги на колокольню собрали прихожане. Стены храма внутри были оклеены холстиной и побелены, снаружи также выкрашены белым, из-за чего храм казался каменным. Вокруг него к концу XIX века построили каменную ограду, внутри которой росли яблони и кусты сирени. К 1912 году храм обветшал. Священник и прихожане неоднократно обращались с прошением построить вместо него новый, более вместительный, но Императорская археологическая комиссия не соглашалась на разборку храма. Она предлагала перенести его и устроить в нем Церковно-приходскую школу или кладбищенский храм.

 

Началась Первая мировая война, и дело прекратилось. В 1924 году храм

сгорел - его подожгли грабители. В 1926 году общиной верующих был перевезен храм с колокольней из села Токарева и поставлен на каменный фундамент сгоревшего храма. В июне 1937 г. под предлогом эпидемии брюшного тифа советские власти запретили совершать Богослужение с Крестом и Евангелием. 200

женщин пришли в сельсовет с требованием разрешить Богослужение.

Хотя разрешение не было дано, священник Андрей Иванович Покровский продолжал служить в храме до сентября 1937 года. Затем храм закрыли. До Великой Отечественной войны в нем был склад. После войны храм сожгли до основания.

 

 

 

Храм в с. Мирковы Уты

 

В 1905 году в приходе было 1350 душ. В советское время храм разрушен.

 

 

 

Храм в несть Преображения Господня

с. Палужье

 

Богослужение совершалось до 1937 года. Затем храм был закрыт советской властью и разрушен.

 

 

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

с. Скуратово

 

Храм разрушен в советские годы.

 

 

Храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

с. Паниковец

 

Село Паниковец в Выгоничском районе Брянской области известно с конца XV века. В стороне от села расположен песчаный, усеянный камнями, заросший соснами холм, на котором находится колодец. В 1664 году на село напали поляки. Из местного храма пропала почитаемая во многих окрестных селениях икона Святителя Николая. Позже она была обнаружена в ветвях дуба у источника. Здесь был устроен колодец, в котором вода не пересыхала в самое жаркое время. Над колодцем была построена часовня. Когда она обветшала, в 1889 году была построена новая. На память перенесения мощей Святителя Николая (9 мая ст. ст.) и в День Святого Духа к колодцу устраивался Крестный ход с иконой Святителя Николая для освящения воды. Воду из источника брали для исцеления. Часовня всегда была украшена полотенцами.

 

Однако в 1960-е годы ретивая председательница колхоза решила покончить с этим «обманом». По ее приказанию часовню снесли, а колодец засыпали. Через некоторое время ее поразила тяжелая болезнь, от которой не мог дать облегчения ни один врач. Ей посоветовали снова возстановить Святой колодец. Источник откопали, заключили в бетонную трубу. Однако вода ушла и больше здесь не появлялась. Место поныне почитается, а деревянный Крест у колодца украшается полотенцами и цветами.

 

(Сведения представлены Директором Брянского государственного объединенного краеведческого музея В.П. Алексеевым).

 

Богослужение совершалось в храме до 1930 г. Впоследствии он был закрыт и разрушен.

 

 

Храм в пос. Северный

 

Разрушен в 1943 году.

 

 

 

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

с. Сосновка

 

Первое упоминание о храме в селе Сосновка относится к 1701 году. 1 мая 1701 года был выдан Антиминс в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в вотчине Фаддея Елизарьева Салова, - в селе Сосновка Подгородного стана Брянского уезда. Храму по отказной грамоте из Поместного приказа было выделено из владений помещика 20 четвертей пашни в поле и 20 копен сена. В селе было 10 дворов крестьянских, один помещичий, один поповский, один дьячков, Пономарев и просвирницын.

 

К началу XIX века деревянный храм обветшал. В 1813 году «тщанием Николая и Василия Фаддеевых детей Саловых» была построен в классическом стиле новый каменный храм с колокольней В храме было два холодных придела: в честь иконы Божией Матери «Знамение» и вверху, над трапезной - придел во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Причт храма состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1818 году в причт ввели диакона. Храм наделили тремя десятинами усадебной земли, на которой были построены деревянные дома для священников.

 

После государственного переворота 1917 года храм был закрыт. В 1960-е годы председателем местного колхоза Приходько он был разрушен, даже подземная часть срыта. Около храма с незапамятных времен был колодец, вода в котором имела особый вкус. Он был завален обломками храма. В 1950-е годы местный художник А.С. Иванченков успел запечатлеть облик храма.

 

 

Храм во имя Архистратига Божия Михаила

с. Упорой

 

В 1905 году в приходе было 1425 душ. В советское время храм закрыт и полуразрушен.

 

 

 

Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского

с. Уручье

 

В 1905 году в приходе было 2027 душ. Богослужение совершалось до 1930 года. Впоследствии храм был разрушен.

 

 

Храм в с. Усфой

 

В 1930 году в приходе с. Усфой служил священник Симеон Пащенко. Других сведений о храме пока нет.

 

Всего, по предварительным данным, на территории современных Брянского городского, Брянского районного и Выгоничского благочинии к началу XX века находилось 74 храма (в том числе домовых) и 10 часовен. Из них к началу XXI века сохранилось 18 храмов, из которых в 12 совершаются Богослужения, а 7 находятся в полуразрушенном состоянии, и 1 полуразрушенная часовня, Таким образом, 56 храмов и 9 часовен в XX веке разрушено или упразднено (в отношении домовых храмов).

 

Эти храмы созидались молитвами и трудами наших благочестивых предков, были украшением Брянской Земли. Дай Бог, чтобы изучение их истории продолжалось и послужило тому, чтобы каждый человек задумался о причинах такого тотального разрушения, чтобы места храмов благоговейно почитались и. не осквернялись, чтобы такое неистовство богоборчества более не повторялось ни на Брянской, ни на всей Русской Земле.