Историко-археологическое исследование Протоиерея В. Попова

г. Орел, Типография Хализева 1907 г.

Примечание: данная статья помещена с частичным сохранением оригинальной орфографии и пунктуации

 

Святая Православная Вера в Брянском (Брянск в летописях называется городом Вятичей (Энциклоп. Слов. Граната, стр. 1058; см. слово Вятичи) крае насаждена подвигами великими и самоотвержением бесконечным равноапостольного Священномученика Кукши, инока Киево-Печерского.

Поэтому брянцы от лет давних всегда с особым благоговением чтут достопамятные подвиги своего святого просветителя - мученика. А в августе 1903 года исполнилось давнишнее искреннее желание брянцев. «По всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевской церкви, Высокопреосвященнейшего Митрополита Флавиана, дарована г. Брянску часть св. мощей Священномученика Кукши».

Святыня эта привезена была в Брянск 25-го августа и при громадном стечении народа была поставлена в городском соборе.

 

Благодатные плоды Православной Веры в Брянском крае сказались вскоре в большом числе святых обителей, которые существовали здесь в древнее время. Со времени же нашествия Монголов и разорения Батыем Чернигова Брянск делается княжескою резиденцией. Сюда же переселяется из Чернигова и Епископ Порфирий, за которым преемственно следовали Захария, Митрофан, Арсений, Нафанаил, Григорий, Исаакий, Евфимий, Феофан, Нектарий и Иона. Основание же собственно епископской кафедры в г. Брянске положено св. митрополитом Алексием. Первым Епископом Брянским был Нафанаил, который потому в летописях называется уже «Дебрянским или Брянским» (Г. М. Пясецкий «История Орл. Епарх»., стр. 29). При Ионе Брянская епископская кафедра упразднена, и сам он увезен пленником в Москву. Кафедра брянских Архипастырей находилась при церкви Святого Спаса. Когда построена эта церковь - неизвестно. В летописных же сведениях Брянской Спасо-Гробовской церкви прописано, что Брянский кафедральный Собор сгорел в 1770 году, и теперь существующая Спасо-гробовская церковь построена чрез 8 лет после сгоревшей, т. е. в 1778 году.

 

Бывший Брянский Кафедральный Собор для некоторых Брянских владык был и усыпальницею. В прописанной летописи Спасо-гробовской церкви упомянуто, что означенный храм построен на гробах Брянских владык Нектария и Нафанаила, почему эта церковь и называется с давних пор «Спасо-гробовской» или – «что на владычних гробех».

Когда Брянский Собор из Спасо-гробовской церкви переведен в древнюю церковь Покрова, находившуюся в Брянской крепости, об этом достоверных сведений не имеется. По всей вероятности, это совершалось вскоре по упразднении Брянской епископской кафедры. А это упразднение совершилось, как надо полагать, в 1500 году.

 

В это время, вероятно, Брянская Покровская Церковь и была наименована Брянским Покровским Собором. Эта церковь занимает самое высокое, местоположение в городе: на горе, против арсенала. В древности место это было юго-восточным углом крепости, возстановленной и разширенной Петром I в 1706-1708 г.г. в виду предстоявшей борьбы с Карлом XII (Профес. Петров «Историко-Археолог. очерки г. Брянска».). Следы крепости до настоящего времени сохранились в остатках земляного вала и вертикальных земляных срезок отлогостей.

 

Нынешняя Покровская церковь построена в 1626 году брянским помещиком Евстафием Тимофеевичем Алымовьм на месте старой церкви, упоминаемой в документах в 1603 и 1613 г.г. ( «Историч. обозр. г. Врянска.» рукоп. Киевсв. ц.-арх. музея, л. 192.). И действительно, в подвалах этой церкви попадались кирпичи очень древней формы, вероятно XIV века; откуда следует заключить, что Покровская церковь существовала уже в XIV веке. Народное вече брянцев в 1340 году могло быть при старой церкви в храмовой праздник (Проф. Петров, означ. брошюра.).

 

До 1798 г. церковь сия значилась соборною, и при ней положен быль штат: протоиерей, два священника, диакон и два причетника (Протоиерей получал казенного жалованья в год 6р. 40к., священники по 4 р. 37к., диаконы по 3 р. 21 коп., а псаломщики по 1 р. 60 коп. Это жалованье получается и теперь). Указом Орловской Духовной Консистории от 12 ноября 1798 г., за № 3615, соборною церковью была наименована приходская Преображенская церковь; штат же Покровской церкви был сокращен до одного священника и двух причетников, с пособием от казны как причту, так и церкви.

 

С 1876 года Покровская церковь самостоятельного причта не имеет: она приписана к Собору. Покровская церковь зданием каменная, двухэтажная. Престолов в ней два: в верхнем этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем - в честь Святителя Алексия Митрополита Московского. Существует предание, что в этом храм однажды служил литургию сам святитель Алексий. Иконостасы деревянные. Древней резной работы, позолоченные. Особых достопримечательностей в храме в настоящее время нет.

 

Сохранились две иконы очень древней работы, написанные на столбах нижнего этажа храма. 1. Покрова Пресвятой Богородицы и 2. такая же икона Покрова, но с изображениями по сторонам Воскресения Христова и нарочитых Господских и Богородичных праздников. В верхнем этаже сохранились царские врата и икона Святителя Николая с 4-мя московскими святителями.

 

По распоряжению епархиального начальства, как выше было сказано, 12 ноября 1718 года Брянским Собором была наименована приходская Преображенская церковь, с оставлением прежнего названия «Покровского Собора», каковое осталось за Брянским Собором и доселе.

 

Преображенская церковь была расположена на холме недалеко от берега реки Десны, где до 1764 года стоял Спасо-Поликарпов монастырь, в котором было две церкви - во имя Преображения Господня и Рождества Пр. Богородицы. Неизвестно, по какой причине Преображенская церковь, как это видно из летописи Собора, в 1862 г. была разобрана, и на месте ее была начата постройка настоящего величественного соборного храма, строителем которого был именитый Брянский купец и городской голова Николай Алексеевич Вязьмитин, пожертвовавший на это святое дело большие свои денежные средства; впрочем были в посторонние значительные пожертвования.

 

В 1875 году храм был вчерне окончен; но во время большого пожара, бывшего 16 июля в этом году и истребившего большую половину города, сгорел деревянный купол храма. Но постройка продолжалась, и в 1876 году освящен правый придел в честь святителя и чудотворца Николая, в 1879 году - левый придел св. Великомученика Иоанна Воина и устроено отопление храма; до сего же времени он был холодный. Главный, средний придел освящен в 1897 году и в сем же году окончена постройка трехпрестольного мраморно-мозаичного иконостаса, строившегося около 2 лет академиком живописи Виктором Дормидонтовичем Фартусовым за 40 т. рублей. Два старых деревянных иконостаса за ненадобностью пожертвованы во вновь строящиеся церкви в Акмолинской области. На средства сродников приснопамятного строителя настоящего Брянского Соборного храма устроена мраморная плита, на которой золотыми буквами вырезана следующая надпись; «Сей св. храмъ начатый (ъ) постройкой въ 1862 г. старанiемъ и средствами бывшего церковного старосты, Брянского купца Николая Алексеевича Вязьмитина, и на изысканныя имъ средства устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы Академика Фартусова и освящены 1 ноября 1897 г. День кончины Вязьмитина 9 января 1879 г.»



Н. А. Вязьмитин,
строитель Брянского собора





Покровский Собор и церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Во время построения настоящего соборного храма богослужение совершалось в каменной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, принадлежавшее тоже Спасо-Поликарпову монастырю, устроенной в 1694 г. стоявшей несколько севернее собора, ближе к колокольне, и сгоревшей в 1875 г., а в 1884 г., вследствие опасной трещины, окончательно разобранной. Близ левой стороны собора, по преданию почивают под спудом мощи св. Преподобного Поликарпа Брянского, который вероятно происходил из рода князей Барятинских. Данные о времени, когда жиль и действовал преподобный Поликарп, получаются очень различные. По одним, — он жил в конце ХV века и преставился в половине XVI, Другие — время кончины Поликарпа придвигают на пятьдесят лет ближе к нам. В трех случаях кончина преподобного переносится в XVII столетие, и тут встречаются такие годы: 1621, 1662, 1699. Особенно резко сопоставление чисел 1449 и 1699.

 

Среди разноречивых сведений, историки сходятся в одном показании, что мощи Поликарпа почивают под спудом, в храме Преображения Господня. Является, следовательно, одно достоверное свидетельство, что упоминаемая Церковь была выстроена еще при жизни преподобного, который был основатель Спасского монастыря и скончался в звании игумена. Начало же Спасского монастыря можно отнести или к концу XVI или к первым годам XVII столетия; равно и временем кончины преподобного Поликарпа из множества разноречивых чисел надо принять 1620—1621 год.

 

Кто был преподобный до удаления его от мира — нетрудно догадаться, судя по тому участию, какое принимали князья Барятинские в судьбе Брянского Поликарпова монастыря. Это, по нашему предположению, потомок святого Михаила Черниговского, князь Петр Иванович Барятинский, имя которого нередко встречается в актах XVI века. Так, после неудачного посольства в Швецию, мы видим князя Петра весною 1575 года отправленным в числе других на р. Сестру против Шведского короля.

 

В следующем 1576 году князь Петр Барятинский назначается воеводою в Тулу, — пункт один из важнейших при обороне государства от набегов татар и литвы. В 1580 году его постигло несчастье: он был воеводою в Холму, и тут в феврале «литовскiе люди пришли искрадомъ въ ночи къ Холму, и взяли его, воеводу князя Петра Ивановича Барятинского, да осадную голову Панина.» Затем князя Петра мы находим в Разрядных книгах: 1589 года октября въ 1 день... дьякъ Дружина Петелинъ сказалъ князю Петру Барятинскому: велелъ тебе государь сказать: билъ ты челомъ на князя Володимера Долгорукова да на князя Луку Щербатова, и тебъ быти съ нами пригоже: да ты жъ глупалъ, говорилъ про боярина про Феодора Васильевича Шереметева — и государь велелъ тебя за то въ тюрьму посадить. И князь сидел в тюрьме три дня, а на службу не поехал. Через два года после сего 1591 князь Петр Барятинский находится в передовом полку на Украине, опять вместе с князем Владимиром Тимофеевичем Долгоруковым, «и князь Петръ на Князя Володимера билъ челомъ, что ему меньши князь Володимера быть невмъстно. Государь приказал дать правую грамоту князь Володимеру на князь Петра Борятинскова; i князь Петра послали въ Сибирь.»

 

Последний раз мы встречаем князя Петра Ивановича в Разрядной же книге: «1599 года iюня въ 12 день искалъ своего отечества князь Петръ Барятинский на князь Михайло Гвоздева.» Чем кончалось дело — неизвестно.

 

Если царствование Грозного относительно исков о местничестве почитается сравнительно мягким и милостивым, то при Феодоре мы видим небывалую строгость и даже произвол. Правда, прикрываясь именем Феодора, правил Годунов, государственный ум которого не мог понять, что родовой распорядок уже не отвечал далее на новые, все возрастающие, требования политической жизни России,— тем не менее помнившим живые предания старины, ревниво хранившим родовую честь, людям, заботившимся об отечестве трудно было мириться с новыми веяниями.

 

Весьма возможно и вполне естественно, что князю Петру Ивановичу Барятинскому наскучила неправда при счетах его о местничестве, в своих назначениях на государеву службу рядом с людьми, по его мнению, стоявшими ниже его — он видел поруху старинной чести, и вот, умышленно оскорбляемый и обижаемый не раз - он оставляет мир. Потомок святого Михаила Черниговского и Брянского, князь Петр Барятинский удалился в Брянск. Местность эту он излюбил не напрасно: ранее она уже была прославлена его благочестивыми предками, святым князем Олегом-Леонтием, в монашестве Василием (основатель Петропавловского монастыря) и князем Романом Михайловичем (Свенск: чудесное исцеление князя от иконы Богоматери).

 

Здесь, под именем Поликарпа, бывший воевода, некогда тюремный сиделец за родовую честь и ссыльный за иск об отечестве, устрояет обитель с церковью Преображены и в смирении проводит остаток дней; здесь он и скончался, а с небольшим через сорок лет после блаженной кончины подвижника мощи его становятся известны по чудесам ( «Скончался прежде 1662 г. и в этом году уже известен был по чудесам «Филарет, «Русс. Святые. Февраль, стр. 135.(Источники рус. географии Н. Барсукова стр. 469) – прим. Ред.).

 

Сначала весьма небольшой и скромный, Спасский монастырь в конце XVII века расширяется постройкою в нем каменной церкви во имя Рождества Богородицы, и это усердие к Брянской обители оказывать двое братьев, князья Даниил и Алексий Барятинские, внучатные племянники князя Петра - Поликарпа. Старший из братьев — храмоздателей, князь Даниил Афанасьевич Барятинский быль сначала стольником; впоследствии встречаем его воеводою и окольничим; сражался он со шведами, поляками, а в царствование Феодора Ивановича – и с турками.

 

В 1689 г. он находился боярином и начальником Владимирского Судного приказа. Другой брат, дворянин князь Алексей Афанасьевич - был стряпчий. Когда преподобный Поликарп причислен к лику святых - неизвестно. Наши биографы, архиепископы Филарет и Сергий, упоминают только, что через сорок с небольшим лет после блаженной кончины подвижника его мощи становятся известными по чудесам. Затем, в 1815 году прихожане Брянского собора приносят в дар собору колокол-полиелей, на коем значится такая летопись: при державъ Благочестивъйшого, Самодержавнъйшаго Государя Императора Александра Павловича и при Супругъ Его, Благовърной Государынъ Императрицъ Елизаветъ Алексеъвнъ, и прочая, 1815 года января 20 дня соорудился сей колоколъ въ городъ Брянск ко храму Преображенiя Господня и Рождества Богородицы и Николая Чудотворца и мученика Iоанна Воина и преподобного Поликарпа Брянского чудотворца отъ подателей, тъхъ церквей прихожанъ, купцовъ и мещанъ. Литъ на заводъ Михаила Богданова».

 

О св. Поликарпе в г. Брянске существует не мало преданий. Так, между прочим, разсказывают, что св. Поликарп однажды сказал о г. Брянске, что он будет ни сыт - ни голоден и с тоски и печали весь разойдется. Вероятно эти слова были вызваны не слишком хорошим поведением современных преподобному брянцев. Этим же объясняется и то, что св. Поликарп много раз оставлял свое уединение и уходил из г. Брянска. По своей блаженной кончине пр. Поликарп не раз является как обличитель и чудесный исцелитель. Соборный диакон Соколов, теперь умерший, с особенным страхом всегда разсказывал, что он однажды, будучи в худом настроении, разсерженный, с криком выходил из собора, и проходя мимо предполагаемого места погребения преподобного, увидел какого-то старца-монаха, который сказал разгневанном дракону: «Чего ты кричишь и сердишься на этомъ святом месте. Смотри, я Поликарп. Ты будешь наказан за безчинство». Старец скрылся. Испуганный диакон поспешно бросился с соборной горы вниз, не помня себя от страха. Потом он долю не ходил около того места, где видел таинственного старца. Разсказ этот известен многим жителям г. Брянска.

 

При могиле св. Поликарпа бывали и чудесные исцеления. В начале 60-х годов прошлого столетия из С.-Петербурга приезжала неизлечимо больная дочь местного помещика Клавдия Петровна Гурова; родственники ее и теперь проживают в г. Брянске. Этой больной однажды во сне явился какой-то старец в монашеской мантии, который показал ей церковь на горе и сказал: «иди в г. Брянск, помолись в этой церкви и будешь здорова». По приезде в г. Брянск больная тотчас узнала, что она во сне видела Брянский собор, в котором отслужила молебен пр. Поликарпу - и выздоровела. Молебен служил местный настоятель, протоиерей Владимир Панов с псаломщиком Митрофаном Адамовым. Были затем и другие случаи исцелений, которые самими же исцеленными записаны в особую книгу, имеющуюся при соборе, а о некоторых печаталось и в Орловских Епарх. Ведомостях (См. № 45, 1900г. См. нашу брошюру «Святыни г. Брянска».)

 

По иконописному подлиннику, «преподобный отецъ нашъ Поликарпъ, Брянскiй чудотворецъ, подобiемъ съдъ, брада аки Сергiева, ризы монашескiя ( Филимоновъ «Иконоп. подлин., стр. 47.; ср. Барсуковъ»).

Впрочем в Брянском соборе не сохранилось древних икон св. Поликарпа. В память же его в прежнем соборе, устроенном в 1694 г., — как написано на каменной плите, хранящейся в соборе, — и сгоревшем в 1875 г., который стоял севернее настоящего собора, на правом клиросе, близ иконостаса, в стене была ниша, где стояла икона пр. Поликарпа, горела неугасимая лампада и лежал его наперсный крест. Теперь же усердием Брянских граждан в память св. подвижника сооружена благолепная гробница - памятник с балдахином, поставленная с левой стороны собора на предполагаемом месте погребения св. Поликарпа.

 

Крест преподобного - медный, складной, в форме древних энколпионов до татарского периода, имевших преимущественное распространение на юге России. На лицевой стороне его: в средине — распятый Спаситель, с надписью ХС. СЛ., на верхнем конце — неопределенная фигура, может быть Нерукотвореннный Образ; на концах поперечника — предстоящие Богоматерь МР. θЕУ а Иоанн Богослов IOА. Оборотная сторона, к сожалению, обгорела и оплавилась во время пожара 1875 года. На нижнем конце ее виден низ длинной одежды, дающей основание предполагать здесь изображение Богородицы, а на концах поперечника, в медальонах - по одному лицу,— не преподобные ли Антоний и Феодосий Печерские? Над главою предполагаемого изображения Богородицы хорошо сохранилась трехстрочная надпись, могущая иметь решающее значение в вопросе о происхождении энколпиона; но эта надпись почти закрыта оплывом меди с боков и в настоящем виде не поддается чтению. В настоящее время крест преподобного Поликарпа служит предметом благоговейного почитания. Его нередко берут в дома для возложения на больных. В правой стороне собора стоить другая гробница с св. иконою Священномученика Кукши ( См. нашу брошюру о св. Кукше), просветителя Брянского края, в которую вложена часть его св. мощей. Св. Кукша — священно-инок Киево-Печерской лавры, откуда вначале XII века (1115 г.) пришел в землю вятичей-язычников, наших предков, для проповеди им св. Евангелия.



Крест преподобного Поликарпа


Вятичи,— это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам Оки в Десны, в пределах нынешних Орловской, Калужской и Тульской губерний. Въ летописях вятическими городами названы: Брянск, Козелъск, Мценск, Карачев, Новосиль и Таруса ( Энциклопедич. словари Брокгауза и Граната, см. слово «Вятичи».). Поселившись в стране ле¬сной и дикой, наши предки ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Преподобного Нестора летописца, «они живутъ въ лъсахъ какъ всякiй дiкий звърь и ъдятъ все нечистое», у них «браки не бываютъ, а сходятся меж селами на игрища и на всякiя бъсовскiя пъсни и тут себъ умыкаютъ женъ; имъли же они и по двъ и по три жены.»

 

Так была бедна в жалка жизнь наших предков, пока они оставалась под мраком язычества. Но вот настало время, и среди них раздался голос евангельского благовестия. В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великою скорбно взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества, и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской деятельности среди родного языческого пле¬мени, и только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание разстаться со святою и дорогою обителью Печерскою, удерживали на время блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли Но вот, 2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение св. мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый благолепный храм, заложенный князем Святославом Ярославичем и оконченный его сыном Олегом Святославичем, князем Северским, владетелем вятичей. К этому торжеству в Киев, кроме Олега, прибыл брат его Давид Святославич, князь Черниговский, и Феоктист, владыка Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом святой веры Христовой доброго, но в то же время и дикого племени вятичей. Теперь-то именно окончательно и созрела мысль у св. Кукши взять на себя подвиг проповеди о вере Христовой среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым пунктом про¬поведнической деятельности св. Кукши и опорою для дальнейших успехов веры Христовой в земле вятичей. Научные данные убеждают, что св. Кукша отправился на проповедь к вятичам с своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая евангельская проповедь св. Кукши началась в пределах нынешнего Брянска. Вот почему для брянцев и должна быть в особенности достопамятна равноапостольная деятельность св. Священномученика Кукши.

 

По сказанию св. Симона, епископа Владимирского, записанному в печерском патерике, проповедь св. Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами. «Могу ли умолчать, говорить онъ, и о семъ священномученикъ, черноризце того же монастыря, Кукше, о которомъ всъ ведаютъ какъ онъ бесовъ прогналъ, вятичей крестилъ, дождь свелъ съ неба, озеро изсушилъ и многiя чудеса сотворилъ и послъ многихь мукъ усеченъ быль съ ученикомъ своимъ Никономъ.» Мученическая кончина св. Кукши последовала в пределах города Мценска. Что сделалось с страдальческим телом св. Никона остается неизвестным, а тело св. Кукши, по завещанию его, из Мценска было перенесено его почитателями в г. Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и до ныне св. мощи его почивают в нетлении в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

 

В том же печерском патерике читаем: «тоже прозръвъ Пименъ постникъ усъченiе блаженного Кукши, отстоящого далече, посредъ церкви печерскiя велегласно возопив: «брать нашъ Кукша в сей день противъ света убiенъ бысть. И сiе рекъ преставися во единъ день с Кукшею святымъ и его ученикомъ». Гробница для св. иконы и мощей Священномученика Кукши в Соборе устроена на средства известного благотворителя, добродетельного прихожанина Собора, Брянского купца Алексея Никифоровича Комарева, ревности и старанию которого, главным образом, Брянск обязан тем, что он имеет такую святыню. По благочестивой инициативе Алексея Никифоровича, 17 июня 1903 года жители г. Брянска обратились в Духовный Собор Киево-Печерской лавры с ходатайством о вложении частицы св. мощей Священномученика Кукши в икону его имени, изготовленную в иконописной мастерской лавры на средства того же А. Н. Комарева. Духовный собор лавры, с Архипастырского разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, нашел возможным удовлетворить ходатайство жителей г. Брянска.

 

С разрешения же Преосвященнейшего Иринея, Епископа Орловского и Севского, протоиерей Владимир Попов отправился в г. Киев вместе с депутацией от г. Брянска, состоявшею из заменяющего городского голову В. Г. Добычина и А. Н. Комарева, для принятия св. иконы и сопровождения ее в г. Брянск. Означенная депутация прибыла в г. Киев 22 августа. Профессор Киевской духовной академии А. И. Булгаков, уроженец села Бойтич, Брянского уезда, узнав о прибытии депутации из родного края и о цели прибытия, принял в ней деятельное участие, для чего прибыл в Киевскую лавру и провел некоторое время в номерах, отведенных депутации, задушевно беседуя с нею и делясь воспоминаниями прошлого. 23 августа, в 12 час. дня, депутация представлялась Высокопреосвященнейшему Флавиану, митрополиту Киевскому и Галицкому При этом протоиерей Б. Попов приветствовал владыку митрополита следующею речью. «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, Милостивейший Отец и Архипастырь! Мы прибыли в св. град Киев из Орловского края, Вашему Высокопреосвященству родного. Совершив усердное поклонение Киевским святыням, мы ныне явились пред святительское лице Вашего Высокопреосвященства, дабы испросить Архипастырское благословение и принести сыновнюю благодарность за удовлетворение ходатайства жителей г. Брянска и разрешение перенести из Киевских пещер в г. Брянск часть св. мощей Священномученика Кукши, равноапостольного просветителя нашего края. Почтительнейше благодарим, земно кланяемся и всеусерднийше испрашиваем Архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства».

Затем владыка митрополит милостиво принял некоторые печатные произведения протоиерея В. Попова, а также хлеб - соль от г. Брянска.

 

24 августа в 6 час. вечера в ризнице Великой лаврской церкви членами Духовного собора лавры была вручена депутации св. икона с мощами Священномученика Кукши. На означенной иконе сделана следующая надпись: «Вслъдствiе ходатайства гражданъ города Брянска, Орловской губернiи, отъ 17 iюля 1903 года, въ сiю св. икону, изготовленную въ Кiево-Печерской лавръ, на средства Брянского купца Алексея Никифоровича Комарева, я освященную въ великой лаврской церкви,— съ разръшенiя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнъшаго Флавiана, митрополита Кiевского и Галицкого и священно-архамандрита лавры, вложена часть св. мощей Священномученика Кукши, Чудотворца печерскаго, почивающаго въ ближнихъ св. пещерахъ лавры; что надлежащимъ подписомъ а приложениемъ печати удостовъряется. Г. Кiевъ, августа 23 дня, 1903 года. Членъ Духовнаго собора лавры Архимандритъ Назарiй и за правителя дълъ iеромонахъ Филадельфъ».

 

Получив святыню, депутация отправилась на станцию железной дороги, где по распоряжению железно-дорожного начальства, дан был особый вагон первого класса, для следования св. иконы и депутации в Брянск. На каждой станции являлось много богомольцев. 25 августа, в 7 час. вечера, святыня прибыла на станцию Брянск М. К. В. ж. д.. где была встречена крестным ходом и властями, при огромном стечении народа, до 20 тысяч человек, пришедшего из соседних городов и селений. Войска Брянского гарнизона едва сдерживали массу народа. По принесении святыни въ собор, совершено было торжественное всенощное бдение, а богомольцы прикладывались до 2-х часов ночи. 27 августа, в день памяти св. Кукши, совершены были торжественные богослужения с крестным ходом вокруг собора.

 

26 и 27 августа за поздними литургиями протоиереем В. Поповым произнесены были два слова о великом значении апостольского подвига священномученика Кукши для Орловского края, и достойно ли мы ценим этот подвиг,— а накануне означенных дней на всенощных бдениях было прочитано священником Н. Ивановским житие св. Кукши из Киево-Печерского патерика. Описанное торжество для города Брянска усугубилось еще проездом чрез станцию Брянск Его Императорского Высочества, Великого Князя Михаила Александровича, который изволил прибыть на станцию Брянск 26 августа вечером. Брянский городской голова В. И. Сафонов с гласными думы поднес Его Императорскому Высочеству хлеб-соль и альбом видов г. Брянска. Местный же Протоиерей Вл. Попов, благословляя Августейшего Путешественника св. иконою Поликарпа и Олега, сказал: «Ваше Императорское Высочество! Древле-стольный градъ Брянск благословляетъ Ваше императорское Высочество сею иконою св. Поликарпа и Олега. Да хранить Господь Всемогущiй, молитвами и предстательствомъ Брянскихъ угодниковъ драгоцънную жизнь Вашего Императорскаго Высочества на спасенiе и славу нашего дорогого Отечества».

 

Приняв св. икону, Государь Наследник удостоил о. протоиерея продолжительной беседой, расспрашивая о жизни Брянских святых, об истории города Брянска и Брянского собора. При чем протоиерей В. Попов доложил, что 25-го августа в г. Брянск принесена часть св. мощей священномученика Кукши, равноапостольного Просветителя местного края, и с разрешения Его Преосвященства. Преосвященнейшего Иринея, Епископа Орловского в Севского, встрече святыни совершена была подобающим крестным ходом при огромном стечении народа. Принявши благословение протоиерея, при взаимном лобызании руки, Его Императорское Высочество вошел въ Великокняжеский вагон Царского поезда и, напутствуемый искренними благопожеланиями и громогласным ура, продолжал свой путь на Варшаву (Н. Поповъ «Пребыванiе Е. И. В. Вел. Кн. Мих. Ал. въ г. Орелъ 26 авг. 1903 г.» , стр. 38-39)

 

Вместе с мощами св. Кукши из Киево-Печерской лавры принесена в Брянский собор тем же благотворителем А. Б. Комаревым и св. икона Успения Божией Матери, точная копия с св. иконы, находящейся над Царскими вратами Великой лаврской церкви. Вследствие сего каждую среду, по окончании ранней литургии, свершается акафист Успению Божьей Матери с молебном священномученику Кукше.



Каменная плита с надписью


Из других предметов в Брянском соборе заслуживают внимания: 1. Евангелие в обыкновенный лист, в старинном бархатном переплете; на верхней доске посредине изображено распятие на восьмиконечном кресте; на правой стороне предстоят Пр. Богородица и Мария Магд., на левой - св. Иоанн Богослов и сотник Логгон, а по углам — Евангелисты без присвоенных им символов, исключая Св. Евангелиста Иоанна Богослова, который изображен с своим учеником Прохором. По листам древнею вязью написано: «сiю книгу пожаловалъ Государь Царь и Великiй Князь Михаилъ Феодоровичъ и всей Русiи во Брянскъ Соборную церковь Покрова Пречистыя Богородицы при протопопе Петръ 7148 (1640) лъта, октября 26». В этом Евангелии 530 листов.

 

2. Евангелие в серебряных досках: на верхней — посредине Деисус и по углам евангелисты, превосходная чеканная работа; на гладком фоне доски четыре больших драгоценных камня. По борту оклада верхней крышки вырезана следующая надпись: лъта 7206 году февраля въ день положилъ ciе святое евангелiе во городъ Брянску во обители Всемилостиваго Спаса въ церковь Рождества Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодъвы Марiи созидатель церкви Божiя князь Алексъй Афанасьевичъ Борятинскiй по объщанiю своему и для въчного поминовенiя души своей и по родителяхъ своихъ». Сие Евангелие в большой александрийский лист, печатано при царях и великих князьях Иоанне и Петре Алексеевичах, благословением святейшего кир Иокима патриарха московского а всей России, 1684 г., индикта 12, месяца августа. В книге 620 листов.

 

3. Серебряная водосвятная чаша с такою на ней надписью: «лъта 7208 году ноемврiя въ день по объщанiю князь Алексъй Афанасьевичъ Борятинскiй города Брянска въ церковь Рождества Богородицы построилъ чашу сiю водоосвященную серебряную, душевнаго ради своего спасенiя и для поминовенiя родителей своихъ». По верхнему борту чаши тропарь Богоивлению Господню: "Во Iордань крещающутися Господи… свидътельствоваше Тебе… явлейся Христе Боше нашъ". Внутри чаши - крещение Господа Предтечею: изображение, согласное с иконописными подлинниками.

 

4. Евангелие 1681 года, напечатанное при царе Феодоре Алексеевиче; в конце евангелия сделана следующая надпись: «положилъ сiе святое евангелiе во храмъ всемилостиваго Господа Бога и нашего Iисуса Хрвста во Брянской Преображенской монастырь при великихъ Государехъ, Царехъ и великихъ князехъ Iоанн Алексъевичъ и Петръ Алексъевичъ и Великiя Княжны Софiи Алексъевнъ и всея великiя и малыя и бълыя Россiи Самодержцевъ думный дьякъ и ближнiй человъкъ Феодоръ Леонтьевичъ Шакловятый по своему объщанiю, лъта 7196 мъсяца ноемврiя для въчного поминовенiя родителей и сродниковъ своихъ, которые погребены въ той святой обители».

 

5. серебряный потир, на котором вырезана надпись: «сей сосудъ сооруженъ Брянскаго уъзда въ Предтечеву Полбинскую пустынь въ церковь Смоленской Богородицы въ бытность въ оной пустыни строителя iеромонаха Iузеналiя Воейкова, мъсяца января 1762 года». Неизвестно, когда и каким образом этот потир сделался собственностью собора.

 

6. Икона Спасителя, на ней риза и венец сребро-позлащенные. Мерою эта икона в длину один аршин 15 вершков, а в ширину один аршин 7 вершков. Помещена она в среднем алтаре, по правую сторону царских врат; на ней следующая надпись: «Сiя риза сооружена усердiемь и иждивенiемъ Брянскаго купца Флора Ивановича Комарева въ 1788 года декабря 20».

 

7. Чтимая св. икона Богоматери, именуемая Тихвинская; на ней риза и венец сребро-позлащенные, унизанные жемчугом и украшенные разноцветными камнями. Мерою эта икона один аршин 15 вершков в длину и один арш. 5 вершк. в ширину. Находится она тоже в среднем иконостасе, по левую сторону царских врат; на ней следующая надпись: «отъ неизвъстнаго подателя сооружена риза сiя 1787 году мъсяца сентября».

 

8. Икона Преображения Господня, теперь находящаяся в главном алтаре, на правой стороне; длина и ширина сей иконы такая же, как предыдущих: на ней имеется следующая надпись: «Подана сiя риза отъ неизвестного подателя 1799 года, сентября 25 числа: в сей ризе 21 фунт 26 золотников.

Поименованные три св. иконы, по преданно, собору достались от упраздненного Спасо-Поликарпова монастыря.

 

Примечательна также, 9. св. икона Николая Чудотворца; длина и ширина равна предыдущим, на ней есть надпись, гласящая: «сiя риза сооружена въ 1805 году Брянскимъ купцомъ Павломъ Флоров. Комаревымъ, по пожаръ, бывшемъ въ 1835 году, мая 24 дня, из остатковъ возобновлена доброхотнодателями прихожанъ в 1838 году»; находится она въ нижнем ярусе правого придела.

 

Наконец, в соборе еще достойны внимания и следующие достопримечательности:

 

10. каменная плита, на которой изсечена надпись красивым церковно-славянским полууставом. До уничтожения церкви Рождества Пр. Богородицы плита находилась снаружи в стене при главном западном входе; теперь летопись эта вделана в каменный столб, поставленный с южной колокольни, в память бывшей на этом месте церкви в честь Рождества Пр. Богородицы. Приводим памятник строка въ строку: «лъта 7202-го, мая въ 8-ой день начата сiя церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы созидатися при державе Благочестивъйшихъ Государей, Царей и великихъ князей Iоанна Алексъевича и Петра Алексъевича всея великiя и малыя и бълыя Россiи Самодержцевъ, по обещанiю своему строилъ Боляринъ Князь Данiилъ Афанасъевичъ Борятинскiй, а совершиль и окончилъ братъ его князь Алексъй Афанасъевичъ Борятинскiй - освящена лета 7208-го ноября въ день 8-ой».

 

11. Каменная колокольня при соборе, тоже оставшаяся от Спасо-Поликарпова монастыря; на ней теперь висят пять монастырских колоколов, из коих на большом из них, ныне повседневном имеется надпись, что колокол сей лит игуменом Спасова монастыря с братией.

 

12. С северной стороны настоящего собора, против предполагаемого места погребения пр. Поликарпа, теперь еще существует могила, в которой, по преданно, погребен князь Алексей Афанасьевич Барятинский, строитель прежнего собора, сгоревшего в 1875 году. На этой могиле уцелели несколько изсеченных слов на камне.



13. В ризнице собора сохраняется печать Спасо-Поликарпова монастыря с изображением на ней трех церквей.

 

И 14. Св. ревностью и благочестием Боголюбивого прихожанина собора, Брянского гражданина А. Н. Комарова в собор приобретены покровы от св. главы Равноапостольного Князя Владимира и от св. мощей Алексия, митрополита Московского, и Митрофана, епископа Воронежского.

 

Кладбище при Соборе - общее городское. Но было некогда при сей церкви и свое отдельное кладбище. Об этом свидетельствует надпись, сделанная на дарственном евангелии думного дьяка Шакловитова, где говорится, что евангелие сие положил Шакловитый в Брянский Преображенский монастырь для вечного поминовения родителей и сродников своих, которые погребены в той святой обители. Затем, теперь существующая предполагаемая могила князя Алексея Афанасьевича Барятинского, а также и то обстоятельство, что при постройке настоящего собора было найдено много человеческих костей и кусков парчи старой работы, должно с несомненностью предположить, что при соборе было свое особое кладбище. По какому случаю закрыто это кладбище и какие лица на нем погребены, кроме указанных, — неизвестно.

 

Собору принадлежат следующие здания: 1. Каменная женская церковно-приходская школа, устроенная заботами причта и церковного старосты, в ознаменование дня рождения Ее императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны, на средства названной церкви. На всеподданейшем докладе Действительного Тайного Советника К. П. Победоносцева по поводу сообщения Преосвященнейшего Никанора, Епископа Орловского и Севского, об устроении сей школы, Его Императорское Величество, Государь Император в 13 день ноября 1899 года изволил собственноручно начертать следующие драгоценные слова: «ПРОЧЕЛЪ СЪ УДОВОЛЬСТВIЕМЪ» (Церк. Въд. № 6-й 1900 г.). Это школьное здание находится с правой, южной, стороны Собора.

 

С левой, северной, стороны Собора, на Московской улице, в настоящее время отстроен вчерне, лучший в городе по архитектуре, двух-этаж. каменный дом. Постройка этого дома разрешена указом Св. Синода, от 26 мая 1900 года за № 3418, на принадлежащей Брянскому Собору земле, для помещения в оной публичной духовно-нравственной библиотеки-читальни и всех уездных духовных учреждений (Указ Орловской Дух. Консистории, от 20 июня 1900 года за № 8705). На постройку означенного Дома в настоящее время затрачено тринадцать тысяч рублей, из коих 1000 рублей отпущена Училищным Советом при Св. Синоде, 200 рублей пожертвованы протоиереем о. Иоанном Сергеевым-Кронштадтским, 6000 рублей затрачены Собором, 500 рублей - рентою и 211 р. 45 коп. пожертвованы Брянским Уездным Отделением Орлов. Епарх. Учил. Совета; остальная сумма также пожертвована некоторыми церквами Брянского уезда, а также церковным старостою в. Г. Новиковым — 5624 р. 21 коп.

 

30 июня 1902 года духовенство гор. Брянска собралось в Брянский городской Собор, где, по окончании поздней Литургии, совершено было благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением и возглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, по поводу Высочайшего повеления об утверждении 3-го июня 1902 года устава о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства, напечатанного в № 25 Церк. Вед. за 1902 г.

 

Кроме сего Брянское духовенство решило Монаршую милость увековечить каким-либо достойным памятником, при чем обращено было особое внимание на означенный дом, который занимает самое центральное положение и по архитектуре есть наилучшее здание в городе, то Брянское духовенство и предположило сей дом сделать памятником отеческой благозаботливости Все-Российского Монарха о благе православных епархиальных священно-служителей и псаломщиков и решило чрез Благочинного Брянских градских церквей просить Его Преосвященство повергнуть к Державным Стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства сыновней благодарности Брянского духовенства за Монаршую милость и ходатайствовать, чтобы устрояемый в городе Брянске епархиальный дом разрешено было, в намять знаменательной Царской милости, назвать «Духовным Домом Императора Николая II». Ходатайство Брянского духовенства было представлено на благоусмотрение Его Преосвященства 5-го июля 1902 года.

 

Кроме сего Собору принадлежат три церковных дома, в которых помещается причт Собора и восемнадцать номеров каменных лавок, устроенных бывшим церковным старостою Собора, аренда с которых получается в пользу Собора.

 

В продолжении года из Собора совершается несколько местных крестных ходов. Самый древний крестный ход — это на праздник Вознесения Господня, который в настоящее время совершается очень торжественно, при большом стечении народа вокруг соборной ограды. А прежде, в праздник Вознесения, крестный ход совершался по верхнему валу Брянской крепости.

29-го июня, в день Св. Апостолов Петра и Павла, из Собора бывает крестный ход в Петровский монастырь; этот ход, говорят, происходил и при Преподобном Поликарпе, из Спасского монастыря в Петровский, основанный сродником Св. Поликарпа, князем Олегом, — 11-го июля ежегодно из часовни, принадлежащей Покровскому Собору, торжественно износится Икона Троеручицы Божией Матери на всенощную в Собор; на следующий день, 12 июля, после поздней литургии Икону Богоматери торжественно несут на молебен к городским лавкам.

 

Этот крестный ход установлен по следующему случаю: в сороковых годах 19-го столетия в городе Брянске была страшная гроза, от которой во многих местах начался пожар. Молния ударила и в то самое место, где висела Св. Икона Богоматери, именуемая Троеручица: но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. В память сего чуда с Иконою Троеручицею, чрез которую явлено чудо, и совершается это торжество.

 

10-го августа ежегодно из Свенского монастыря приносится Свенская Божия Матерь на всенощное бдение в Соборный храм; на другой день, 11-го августа, после торжественной поздней литургии, эта святая и чудотворная Икона, в сопровождении крестных ходов из всех церквей города Брянска, торжественно обносится вокруг всего города, а вечером того же дня также торжественно износится из города. Этот крестный ход установлен в память избавления города Брянска от нашествия Французов в 1812 году, — и учрежден по указу от 13 июля 1814 года и совершается следующим образом: 10 числа августа, с самого утра, благочестивые граждане брянские стекаются в обитель Свенскую к празднеству подъятия чудотворной Печерской Свенской Божией Матери, а к трем часам пополудни являются почетные градские чиновники и старейшие граждане; и начинается в обители сборный звон с переводом во все колокола.

 

В 4 часа пополудни монастырский настоятель с своим духовенством и с духовными от градского духовенства облачается во священные одежды, исходит из алтаря со св. крестом и становится пред чудотворною Иконою, и бывает начало молебного пения: «Трисвятое», «Отче нашъ», псалом 142: «Господи, услыши молитву мою», «Богъ Господь, и явися намъ»; и поют тропарь: «Къ Богородицъ прилежно.»

 

В это время два старшие иеромонаха подъемлют с места святую чудотворную Свенскую Икону Божией Матери на руки, и бывает исхождение к святым монастырским воротам с пением тропарей. По выходе из святых ворог, вне монастыря, духовенство становится по чину, настоятель лицом к городу, а святая чудотворная Икона лицом к обители, и бывает сугубая ектения, с возгласом: «Яко милостивъ». Затем чудотворная Икона поставляется в устроенный для нее ковчег, бывает отпуст, и настоятель передает честный крест иеромонаху, шествующему с крестным ходом; а сам настоятель отправляется на встречу Царице Небесной в город.

 

Все градское духовенство с хоругвями и со многочисленным сонмом благоговейного народа из собора к стретенью чудотворной Иконы Божией Матери исходит к южной городской заставе, и здесь с настоятелем Свенского монастыря ожидает пришествия крестного хода с чудотворною Иконою. У заставы крестный ход останавливается, бывает ектения и чтение Евангелия от Луки, зач. 4; и так шествие направляется в Брянский градский Собор, при колокольном звоне в градских церквах. По входе в соборный храм, тотчас начинается всенощное бдение в честь Божьей Матери.

 

На утро 11 числа августа в 9 часов совершается в градском Соборе божественная литургия настоятелем Свенской обители соборне; и по отпусте начинается, по чиноположению, крестный ход вокруг всего города, в сопровождении всего градского духовенства, при многочисленном стечении народа.

 

По возвращения крестного хода в собор бывает отпуст; чудотворная икона пребывает в Соборе, во удовлетворение желающих приложиться к чудотворной святыне. В три часа пополудни, 11 числа августа в градском Соборе бывает звон к сбору; и по собрании духовенства, тем же чином, какой был совершаем при выходе из монастыря, подъемлется святая чудотворная Икона Божией Матери, и паки с тем же усердием безчисленного народа, и крестный ход со всем градским духовенством шествует до той же южной заставы. Здесь бывает сугубая ектения, отпуст и многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Благоверному Правительствующему Синклиту и благочестивым гражданам Богоспасаемого града Брянска, воинству и всем православным христианам; по осенении честным крестом, святую чудотворную Икону почетные граждане с искренним усердием и благоговением относят в обитель.

 

Настоятель встречает святую чудотворную Икону вне монастыря во святых воротах, по чину, какой описан уже при случаях подъятия чудотворной Иконы частными лицами, с тем только различием, что 11-го числа августа в соборной монастырской церкви бывает многолетие в том же порядке, как совершается оно при выходе из города.

 

15 августа ежегодно, после ранней литургии, из Собора бывает крестный ход в Свенский Успенский монастырь. Этот крестный ход установлен по следующему поводу. В 1804 году брянские граждане просили орловское епархиальное начальство, чтобы в честь чудотворной Иконы Божией Матери, находящейся в Свенском монастыре, дозволено было учредить в 15 день августа, то есть в храмовой день обители, постоянный крестный ход из города Брянска в Свенский монастырь со всем брянским духовенством, со звоном; а также, чтобы во время поднятия гражданами в свои домы, чудотворной Печерской Свенской Иконы Божией Матери святыня сия была встречаема в городе и провождаема обратно в монастырь всегда со звоном в градских церквах. Вследствие чего и последовало разрешение в указе от 13 июля 1804 года за № 1756.

 

Этот крестный ход из Брянского градского Собора с градским духовенством, со святыми крестами и иконами, исходит после ранних литургий, при стечении народа, и является в половине десятого часа утра 15 числа в Свенскую обитель, перед началом поздней литургии. На встречу сего крестного хода настоятель обители с братией, в облачениях, с кадилами и со свещами, и при звоне во все колокола, исходит из монастыря и вне святых монастырских ворот кадит грядущую из города святыню, духовенство и народ: и тако бывает шествие в монастырскую соборную церковь и начинается поздняя божественная литургия. По окончании литургии бывает молебное пение Божьей Матери, при участии градского и монастырского духовенства, по чину храмового дня, со многолетием в осенением честным крестом. Потом настоятель обители приемлет кадило, и бывает каждение святых икон крестного хода, духовенства и народа; и по возгласе от настоятеля: «Съ миромъ изыдемъ», крестный ход из собора следует на десную сторону вокруг церкви, при колокольном звоне.

 

У южных дверей Собора бывает ектения малая, с возгласом: «Яко ты еси Богъ нашъ», осенение честным крестом и окропление святою водою. То же повторяется и на восточной стороне Собора. Потом шествие крестного хода направляется к месту явления чудотворной Иконы Божией Матери, в часовню. Здесь читается настоятелем молитва Божией Матери пред Ее чудотворною Иконою; настоятель подъемлет на свои руки чудотворную Икону и ею осеняет благоговейный народ на три стороны и окропляет святою водою. Из часовни крестный ход направляется к монастырским святым воротам, и по выходе из оных, вне монастыря, бывает сугубая ектения, с возгласом: «Яко милостивъ и человъколюбецъ»; потом настоятель кадит святые иконы, духовенство и народ; и по отпусте, крестный ход со псалмы и пением возвращается во град Брянск.

 

1-го Октября, ежегодно, в Брянск в соборный храм приносится Свенская Икона Царицы Небесной на один месяц, - в это время в Брянске бывает контрактовая ярмарка; в прежнее время ярмарка эта была близ Свенского монастыря, но потом перенесена в Брянск. Икону Свенской Божией Матери в это время горожане с благоговением принимают к себе на дома, для служения всенощных и молебнов.

 

Приход Брянского Собора состоит из горожан, живущих на разных улицах города Брянска, и из двух пригородных деревень: Карачижа и Тимоновки. Соборные прихожане по сословиям разделяются: на духовных, военных, статских, купцов, мещан, цеховых и крестьян. Численность прихода равняется 1204 д. мужеского пола и 1150 д. — женского, а всего 2354 д. Городские прихожане занимаются казенною службою, а также торговлею и разными ремеслами, — сельские же — земледелием, извозным промыслом, мелкою торговлею и работами на местных фабриках и заводах. Прихожане очень усердны к Богослужению, к говению, поминовению умерших, к хождению на богомолье, а некоторые, около восьми человеке, паломничали даже во святой град Иерусалим. Последнему обстоятельству много содействуют чтения о Святой Земле, с туманными картинами, ведущиеся в Соборной и Тимоновской церковных школах.

 

Помимо сего, прихожане отличаются сердечною отзывчивостью на все доброе, в особенности же, если за этим к ним обращаются приходские пастыри, к которым они всегда питают уважение и доверие. Но нельзя умолчать и о некоторых недостатках прихожан. Во-первых, они очень суеверны, иногда между собою недружелюбны. Местное духовенство всеми способами, и с церковной кафедры, и в домашней беседе, энергично ведет борьбу против этих недостатков.

 

К достопамятным лицам между прихожанами принадлежит Брянский купец Николай Алексеевич Вязьмитин, бывший церковный староста Собора и городской голова, умерший в 1879 году, который начал постройку настоящего благолепного соборного храма и навсегда обезпечил его, устроив на свои средства целый ряд лавок, приносящих значительный доход Собору.

 

Нельзя также умолчать и о ныне здравствующем добродетельном прихожанине Собора, Брянском купце Алексее Никифоровиче Комареве, о котором мы уже не раз упоминали и который с юных лет проводит строго благочестивую жизнь, согласно требованию и указанию церковного устава. Еще не было примера, чтобы А. Н. когда-либо и кому-либо в чем отказал; он состоит почетным пожизненным и действительным членом многих обществ. Благодаря А. Н., как известно, возстановлена в г. Брянске память о нашем равноапостольном Просветителе Священномученике Кукше, а также чествование Брянских Святых, Преподобных Поликарпа и Олега, которым устроены благолепные памятники — гробницы.

 

Причт при Брянском Соборе существовал с основания его. По самым древним штатам, он состоял из протоиерея, двух священников, диакона и двух причетников. Точные и определенные сведения о соборных Священно-церковнослужителях с самых древних первых пор представить совершенно невозможно, потому что необходимые и весьма ценные документы для сего погибли во время нашествия Литвы на г. Брянск, а также во время бывших пожаров в 1835 и 1875 г.г. На основании же сведений, приводимых г. Пясецким в его «Истории Орловской Епархии», стр. 47-48, а также Синодика старца Ефрема (Рукопись Брянского Свенского монастыря 7164 (1625) г., хранящаяся в Орловском церк.-арх. музее.) и сохранившихся древних документов в других церквах г. Брянска, где есть отметки благочинных, назначавшихся обыкновенно из состава соборного причта, можно только приблизительно привести имена соборных Священно-церковнослужителей.

 

Так, в 1607 г. настоятелем Брянского Собора был протопоп Алексей. Ныне покойный Председатель Орл. Учен. Арх. Комиссии, Генерал-лейтенант А.Н. Шульгин, в одном из заседаний Орловского Церковно-Археологического Комитета огласил весьма интересный исторический документ, хранящийся в делах архивной комиссии и касающейся безкорыстного и патриотического подвига Брянского протопопа Алексея. (Документ этот целиком помещен г. Шульгиным в Орлов. Епарх. Вед. за 1905 г. № 15, стр. 437—439.)

Это выписка из Царской грамоты 7121 г. царя Михаила Феодоровича. По инициативе покойного А. Н. Шульгина, в настоящее время устроена медная плита, на которой вырезана, составленная им, выдержка из означенной грамоты. Эта плита будет помещена на видном месте в Брянском Соборе.

 

Приводим дословно эту выдержку: «Въ 7121 году отъ великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, за подписанiемъ Его Царского Величества руки, Покровского Собора протопопу Алексъю дана грамота, что 116 году воры и литовскiя люди Брянескъ осадили, то въ осадное время учалъ въ городъ быть голодъ, и въ тъ поры въ городъ въ осадъ купали четверть ржи по шестьдесятъ рублей и больше и отъ него, Протопопа Алексъя, из двора взято и роздано всякимъ ратнымъ и осаднымъ людямъ безденежно сто семдесятъ пять четвертей; и за то ево протопопа раченiе и протчiя деяния ево труде пожаловано въ фощеной волости изъ дворцовыхъ селъ деревня Соколово, Очинокъ тожъ, да сельцо Старое Соколово, да починокь Перщинъ со крестьяны в всякими угодiи и принадлежностьми».

 

В синодике старца Ефрема на листе 490 упоминается род «брянскаго протопопа Алексъя Ивана (sic), а на листе 560 род «Брянскаго протопопа Левонтея (siс)».

 

В древних писцовых книгах Брянского Собора (1626-1629 г.г.) упоминается имя Брянского протопопа Матвея, а в 1653 г. — имя протопопа Семена Леонтьева с братиею. На документах первой половины XIX века, сохранившихся в Брянских церквах, значатся подписи благочинных из причта Брянского Собора. Из этих подписей видно, что 1806-1809 г.г. настоятельствовал в Брянском Соборе протоиерей Василий Константанов, 1812-1830 г.г.— протоиерей Павел Красин, 1848-1856 г. г. - протоиерей Василий Щиревский. Наконец, на основании метрических книг, хранящихся в Соборе видно, что соборный причт в 1850-1856 г.г. составляли: протоиерей Василий Щиревский и священники: Александр Лавров и Владимир Панов, диаконы: Иоанн Грабилин и Иоанн Ангелов и указанный причетник Георгий Соколов,— в 1856-1862 г.г. — Протоиерей Александр Лавров и священники: В. Панов и Александр Воскресенский, диаконы и причетник прежние, в 1863-1871 г.г — Протоиереи Александр Лавров и Вл. Панов и священник Евфимий Михеев, диакон И. Грабилин и причетники Митрофан Адамов и Михаил Алексеевский.

 

Затем, после разных перемен, настоящий причт составляют: Протоиерей Владимир Попов, кандидат Богословия, на службе с 1881 г., а в должности протоиерея с 21 декабря 1898 г., имеет все награды до ордена Св. Анны 2-ой степени включительно; — священник Григорий Якубинский, студент Семинарии, на службе с 28 июля 1874 г., имеет награды до ордена Св. Анны 3-й степени; священник Николай Ивановский, студент Духовной Семинарии, на службе с 12 марта 1895 г., награжден набедренником и скуфьей; - священник Димитрий Рождественский, из среднего отделения духовной Семинарии, 1878-1903 г. состоял штатным диаконом, а 29 июня 1903 г. произведен во священники на диаконской вакансии. Псаломщиками при Соборе состоят диаконы Николай Архангельский и Алексей Соколов.

 

Брянский Покровский Собор часто удостоивают своим посещением Орловские архипастыри. На страницах епархиального органа, при описании посещения г. Брянска Орловскими Владыками, не раз уже говорилось, что «Проъздъ Его Преосвященства съ вокзала въ городской Покровскiй Соборъ отличался большой торжественностью: прекрасная лътняя погода, красный звонъ съ древнихъ звонницъ Брянскихъ церквей, толпы народа по пути слъдованiя,—особенно на площади вблизи Собора,— почтительныя привътвiя — все это составляло необычайно трогательную картину при въъздъ Владыки въ г. Брянскъ».

 

Нужно заметить, что Брянчане от лет древних всегда отличались особенным уважением и любовью к своим Архипастырям: среди жителей г. Брянска до настоящего времени хранится благоговейная память о Брянской святительской кафедре, устроенной много ранее кафедры Севской в Орловской. Город Брянск быль владычным городом, а обитавшие в нем Святители возносили свои Архипастырские молитвы о благополучии своего кафедрального града; по той же любви у Брянчан сохраняется также предание о пребывании в г. Брянск св. митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Феогноста.

 

 

ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПРИ СОБОРЕ

 

Помимо свящ. древностей, поименованных выше и находящихся в церковном употреблении, при Брянском Соборе, с января 1906 г. основано особое древлехранилище, помещающееся в ризнице Собора, для сохранения памятников местной церковной старины, вышедших уже из церковного употребления. В настоящее время в состав древлехранилища входят до 50 предметов, а именно: царские врата, боковые двери и иконы 17 и 18 веков, брачные железные и деревянные венцы, а также рукописи 17 и 18 веков и старопечатные книги. Означенные церк. вещи поступили от церквей г. Брянска и его уезда, а также и частных лиц.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Уже по отпечатании большей части настоящей статьи, мы получили следующие, важные по содержанию ее, разъяснения почетного члена нашего Общества, г. Профессора С-пб. Д. Академии И. Е. Евсеева.

Г. Евсеев не соглашается с предположениями автора брянской статьи о том, что Преп. Поликарп жил в XVII в. Есть ясные указания, — пишет г. Евсеев,— на ветхие монастырские постройки монастыря Св. Поликарпа в 1626 году в Писцовой книге; нужно было время, — продолжает он,— для жизни, смерти, прославления Препод. Поликарпа, построения в честь его монастыря и, наконец, обветшания его: ужели все это вмещается в XVII в.— даже самый конец его (у о. Попова 1699 г.)? По аналогии с обнаруживающимся в переходное для Орловского края время XV в. (Препод. Тихонъ Карачевскiй, Феодоръ Брянскiй,— о последнем особое сообщение И. Е. Е.), я,— говорит в заключение И. Е. Евсеев, — и Поликарпа отношу к ХV в. Это подтверждает и форма сохранившегося его креста.

 

РЕДАКЦИЯ



Церк. староста Брян. Покровского Собора, А. Н. Комарев